Сегодня, 5 мая, на станции "Чернь" Тульского отделения Московской железной дороги прошло торжественное открытие военного мемориала славы, посвященного экипажам бронепоездов. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, на мероприятии присутствовали ветераны столичной магистрали, работники Тульского отделения дороги, начальник МЖД Владимир Молдавер, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка.

Перед церемонией открытия мемориала состоялось театрализованное представление. В реконструкции исторических событий обороны с участием бронепоезда в ходе боев Великой Отечественной войны на Тульской земле было задействовано более 100 человек и несколько единиц железнодорожной техники. На глазах зрителей развернулся настоящий бой, во время которого личный состав бронепоезда отразил атаку немецко-фашистской авиации и пехоты. Солдаты сошлись в рукопашном бою, победа осталась за красноармейцами, часть немцев была "уничтожена", часть взята в плен, остатки их группы поспешно отступили.

Обращаясь к ветеранам, Владимир Молдавер сказал: "Ваша жизнь, воинские и трудовые подвиги являются для современных поколений железнодорожников тем образцом, на который стремимся равняться. Встречая День Победы, хочется сказать участникам Великой Отечественной войны: мы гордимся вами, уважаем ваши подвиги, берем с вас пример". Своими воспоминаниями о кровопролитных боях поделился Николай Михайлович Гаврилов - командир легендарного бронепоезда "Козьма Минин", который дислоцировался и вел боевые действия на станции "Чернь". Гости осмотрели музейную экспозицию на вокзале и в одном из вагонов бронепоезда.

Памятные обелиски экипажам бронепоездов открыли начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер и губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Юные железнодорожники возложили цветы. Прозвучал залп салюта. На станции Чернь установлен на вечную стоянку прототип бронепоезда, который был восстановлен железнодорожниками Московской железной дороги.

Справка. В 1941 году в паровозном депо при участии промышленных предприятий Тульской области был простроен бронепоезд "Туляк". С боями он прошел героический путь от Тулы до Берлина. На станции "Чернь" в 1942-1943 годах дислоцировались 4 дивизиона бронепоездов армий Брянского фронта. В их составе находились 8 бронепоездов - "Илья Муромец" и "Козьма Минин", "Челябинский железнодорожник" и "Южно-Уральский железнодорожник". "Коломенский рабочий" был построен в подмосковной Коломне, бронепоезда "Роза Люксембург" и "Народный мститель" построены в депо станции Люблино. В депо на станции Скуратово размещалась база бронепоездов. Боевой путь "Козьмы" и "Ильи" пролегал по курсу Тула, Горбачево, Скуратово, Чернь, Мценск. В течение трех лет Горьковский дивизион сражался на главных направлениях Великой Отечественной войны: на тульской и калужской земле, под Орлом и Брянском, под Жлобином на Днепре и под Ковелем на Западной Украине, под Варшавой на Висле и во Франкфурте-на-Одере. Подразделения дивизиона совершили 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения, участвовали в прорыве обороны и в отражении атак противника. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем уничтожено 15 немецких самолетов, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов. По инициативе столичных железнодорожников и совета ветеранов к 65 годовщине Победы на станции Чернь было решено создать Мемориал героическим воинам, сражавшимся в годы войны на бронепоездах. Этот мемориал должен стать могучим символом памяти и благодарности потомков.