В субботу, 10 мая, в Большом зале Московской консерватории (БЗК) состоялся уникальный концерт: впервые в истории одновременно звучали 12 инструментов работы Антонио Страдивари (девять скрипок, две виолончели и альт), контрабас, виолончель и два альта Гварнери и альт Гаспаро да Сало. Это лучшие инструменты из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, подчеркнул Юрий Башмет, вместе с камерным ансамблем "Солисты Москвы" исполнивший на раритетах произведения Моцарта, Баха, Телемана и Брамса. Маэстро выступал и как дирижер, и как альтист, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Такая акция имеет огромное значение для самих музыкантов - возможно, еще большее, чем для слушателей (по словам маэстро, даже профессионалы не всегда могут отличить "голос" скрипки Страдивари от звучания современного инструмента). Но для исполнителя играть на инструменте великого мастера - это, по выражению Юрия Башмета, то же самое, что с "Жигулей" пересесть на "Порше". Это огромное удовольствие, даже несмотря на то, что играть на малознакомом инструменте очень сложно - скрипки (альты и т.п.) несколько отличаются друг от друга по конструкции. "Представьте себе пианино с разными по ширине клавишами", - пояснил Михаил Горонок, директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, на совместной с Юрием Башметом пресс-конференции перед концертом. По словам Башмета, для того чтобы наладить "семейную жизнь" в "любовном треугольнике из инструмента, смычка и исполнителя", нужен, как минимум, год.

Все инструменты, звучавшие 10 мая в БЗК, имеют богатейшую историю, связанную как с великими музыкантами, на них игравшими, так и с бывшими владельцами. Солист ансамбля Степан Якович играл скрипке, носящей имя "Юсупов", - представитель этого княжеского рода в начале XIX века купил инструмент в Италии. Почти сто лет одна из лучших скрипок Страдивари, созданная мастером в возрасте 92 лет, находилась в этом семействе, в начале ХХ века она хранилась во дворце Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге. На ней изредка играли члены семьи. В остальное время она была выставлена в особой витрине в форме фонаря, сделанной на заказ по проекту Феликса Юсупова. Но в 1917 г. скрипка исчезла, многие думали, что Юсуповы вывезли инструмент за границу. Однако в 1919 г, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, уникальный инструмент был найден в подвале в одном из тайников.

Как заявил Юрий Башмет, цель проведения акции, состоявшейся при поддержке Министерства культуры России, Федерального агентства по культуре и Госколлекции уникальных музыкальных инструментов, - привлечь внимание к состоянию Госколлекции. Необходимо отреставрировать раритетные инструменты, здание, в котором размещается уникальное собрание, также нуждается в ремонте. Кроме того, коллекцию надо пополнять. Например, в маленькой Японии находятся 60 инструментов Страдивари - раз в пять больше, чем в России, рассказал музыкант. Правда, там инструменты находятся в различных частных коллекциях, а не собраны в одном месте, как в РФ. После развала СССР 13 инструментов из Госколлекции остались за пределами России - на Украине, в Грузии и Азербайджане (они были предоставлены музыкантам, проживавшим в этих республиках, и после распада страны раритеты вернуть не удалось).

Башмет подчеркнул, что данная акция смогла состояться не потому, что "у меня хорошие отношения с Соколовым, Швыдким (соответственно министр культуры и глава Федерального агентства по культуре. - прим. ИА REGNUM) и директором Госколлекции", а потому, что государство стало больше внимания уделять проблемам культуры. Маэстро планирует записать компакт-диски с музыкальными произведениями, исполненными на уникальных инструментах, и организовать турне по стране.

Справка ИА REGNUM:

Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов - это крупнейшее в мире собрание струнных инструментов работы мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры скрипичного мастерства работы Страдивари, Гварнери, Амати и других великих мастеров. Датой основания коллекции считается 28 февраля 1878 года. В этот день известный московский коллекционер и меценат Константин Владимирович Третьяков (однофамилец основателя Третьяковской галереи) передал в дар Московской консерватории свою личную коллекцию уникальных смычковых музыкальных инструментов для "употребления беднейшими учениками". С тех пор коллекция постоянно пополнялась, и сейчас она состоит из нескольких сотен инструментов.

Юрий Башмет - концертирующий альтист, ансамблист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Является художественным руководителем и дирижёром Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" и Камерного ансамбля "Солисты Москвы". В качестве солиста и дирижёра Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philarmonic, Orchestra Radio France, Оркестр de Paris и др. Творчество музыканта отмечено многочисленными наградами на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий "Заслуженный артист РСФСР" (1983 г.), "Народный артист СССР" (1991 г.), лауреата Государственной премии СССР (1986 г.), Государственных премий России (1994 г., 1996 г.), премии Award-1993 - "Лучшему музыканту-инструменталисту года". Башмет - почетный академик Лондонской академии искусств и профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой альта.

"Солисты Москвы". Дебют ансамбля состоялся 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории и через день, 21 мая, - на сцене зала Playel во Франции. Ансамбль выступал на сцене таких концертных залов, как "Карнеги-холл" в Нью-Йорке и Большой зал Московской консерватории, "Концертгебау" в Амстердаме и "Сантори-холл" в Токио, Барбикен в Лондоне и Тиволи в Копенгагене, в Берлинской филармонии и в Веллингтоне (Новая Зеландия). В 2007 г. Юрий Башмет и ансамбль "Солисты Москвы" получили премию "Грэмми" за записи произведений Стравинского и Прокофьева.