Законопроект, отменяющий государственную монополию на экспорт платины, правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной думы РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM 9 мая, законопроект "О признании утратившими силу статьи 19 федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и федерального закона "О внесении изменения в статью 19 федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" приводит действующую схему экспорта платины в соответствие с антимонопольным законодательством.

В действующем законодательстве сохраняется избыточная в условиях планируемого вступления России в ВТО норма, по которой экспорт из России организациями, обладающими правом на экспорт платины и металлов платиновой группы (МПГ), осуществляется только через ФГУП "Алмазювелирэкспорт" (АЮЭ), отмечают в правительстве.

Через АЮЭ экспортируют платину и МПГ Банк России, кредитные организации, ОАО "ГМК "Норильский никель", прочие добывающие и производственные организации. Вместе с тем действующая одноканальная схема экспорта платины и МПГ противоречит антимонопольному законодательству России.

Кроме того, наличие монопольного торгового посредника на данном рынке не позволяет Банку России в полной мере осуществлять свои полномочия в части эффективного управления активами в драгоценных металлах и проводить операции (в том числе банковские), связанные с переходом права собственности на эти активы. Это ограничивает для ЦБ РФ возможности реализации кредитно-денежной политики и обеспечения устойчивости национальной валюты, отмечают в правительстве.

Авторы законопроекта отмечают, что действующее ограничение также противоречит сложившейся мировой практике биржевой торговли, что ставит российских производителей, субъектов добычи и производства платины и МПГ в неравные конкурентные условия на мировых рынках и не позволяет им в полной мере обеспечивать адекватную ценовую политику.

В случае ликвидации АЮЭ как посредника необходимый госконтроль и координация экспорта платиноидов будет обеспечиваться, по аналогии с другими драгоценными металлами, системой мер тарифного регулирования, а также процедурой лицензирования экспорта и особым порядком государственного и таможенного контроля.