25 апреля Госдума одобрила в первом чтении законопроект "О внесении изменений в закон РФ "О средствах массовой информации". Им предлагается новая редакция части 1 статьи 4 закона "О СМИ", в соответствии с которой не допускается использование СМИ в том числе для распространения "заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию". Возможное вступление в силу этих поправок прокомментировал ИА REGNUM председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА", кандидат юридических наук Павел Чиков.

"Надзор за СМИ в России осуществляет Россвязьохранкультура. По сути это такая же "гроза" для СМИ, как Росрегистрация - для некоммерческих организаций. До сих пор в расправах над медиа она особо не замечена, но ситуация, видимо, вот-вот начнет меняться.

Последний год уже не раз возникали попытки толкнуть Россвязьохранкультуру в сторону выполнения ею именно карательной функции. Можно вспомнить попытки Госдумы распространить на все информационные сайты требования закона о СМИ, обязать все ресурсы с числом посетителей более 1000 в сутки обязать регистрацию в качестве СМИ, предостережение пермской газете "Личное дело" за статью Игоря Аверкиева "Путин - наш хороший Гитлер".

В цивилизованных странах статус средства массовой информации означает дополнительные гарантии свободы и безопасности от произвола власти для журналистов. И только в России зарегистрировать СМИ означает поставить себя под удар чиновников.

Комментируя эти дополнения, можно предположить, что при вступлении дополнения в закон о СМИ в силу, установленный приговором суда факт клеветы в публикации конкретного автора будет влечь за собой угрозу существованию самого издания.

Если учесть, что судебная практика окончанием преступления клеветы расценивает момент направления автором текста статьи в редакцию, то подставить любое издание под закрытие становится делом техники для любого опера.

Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - это дословное определение преступления "Клевета" из ст. 129 Уголовного кодекса России.

При этом статья 4 закона о СМИ уже указывает на недопустимость использования средства массовой информации для совершения уголовно-наказуемых деяний. Клевета это, изнасилование или геноцид, значения не имеет.

Давайте тогда перечислим в статье 4 все преступления из Уголовного кодекса. Либо 399 депутатов плохо разбираются в юриспруденции, либо это чисто популистский шаг и их почти единодушное желание сделать кому-то приятно.

Можно предположить еще и желание законодателей ввести "упрощенную процедуру" обходного привлечения к ответственности издание за клевету, не заморачиваясь с долгим, нудным и детально регламентированным уголовным процессом. Зачем мучиться с привлечением к уголовной ответственности автора статьи, если можно одним предупреждением или иском о закрытии свернуть работу всего издания? Тогда эта инициатива абсолютно неконституционна, поскольку фактически чиновник некоего ведомства, подменяя собой следователя и суд и лишая издание и автора права на защиту, будет единолично устанавливать признаки преступления. Нонсенс какой-то!"