Объем финансирования этнопрограммы Марий Эл составит 3,7 млн рублей

Москва, 17 апреля 2008, 16:22 — REGNUM  Ключевой программой в сфере этнокультурного развития и межнациональных отношений Марий Эл является принятая в 2004 году республиканская целевая программа. Только в 2008 году объем ее финансирования составил 3 млн 700 тыс. рублей. Механизм реализации программы предполагает свободный конкурсный отбор проектов и мероприятий. В ней могут принять участие организации различной ведомственной принадлежности и юридических форм (от государственных и муниципальных до общественных и коммерческих). Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на проходящем в Йошкар-Оле VIII Всемарийском съезде Михаил Васютин, министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл, член президиума Всемарийского совета. Говоря о приоритетах государственной национальной политики Марий Эл, Васютин отметил, что это поощрение программной и проектной деятельности общественных организаций, органов местного самоуправления, учреждений культуры и образования, творческих союзов и объединений. Ежегодно в Марий Эл в рамках целевой программы финансируется до 150 проектов.

Затрагивая религиозную тематику, министр напомнил, что марийцы традиционно являются приверженцами двух религиозных конфессий - православного христианства и марийской традиционной религии (Марий Юмыйyла). Здесь мы, отметил Васютин, конечно же, стараемся строго следовать принципу разделения религии и государства. Но органы государственной власти не могут не поддерживать инициативы и проекты, имеющие общекультурное значение, значение для духовно-нравственного развития общества. Например, это восстановление религиозных памятников, имеющих историко-культурное значение. Это охрана священных рощ как культурно-исторических ландшафтных памятников. Более 300 рощ специальным нормативным актом правительства взяты под охрану республики, сейчас идет процесс их паспортизации и описания.

В настоящее время в республике зарегистрированы четыре общины марийской традиционной религии, объединенные в региональную централизованную религиозную организацию, руководимую Александром Таныгиным. Это один из немногих, если не единственный пример официальной регистрации на территории России именно в статусе религиозной организации религиозных объединений, исповедующих традиционную народную религию.

Характеризуя развитие книгоиздания в республике, глава Минкультуры Марий Эл сообщил, что "если к концу 90-х годов государственное финансирование книгоиздания практически прекратилось, то сейчас год от года наращиваются его объемы". Более того, в настоящее время разрабатывается механизм, который позволил бы восстановить систему рапределения литературы на марийском языке по регионам компактного проживания марийского населения. В 2008 году объем госфинанирования издания учебников и учебно-методической литературы на марийском языке вырос в три раза - с 2 до 6 млн рублей. В итоге к концу 2008 года в республике будет издано 48 рукописей учебников и методических пособий, уже несколько лет ждущих своей очереди.

По итогам 2007 года в Марий Эл было выпущено 23 наименования книг, из них 13 на марийском языке общим тиражом 23 тыс. экземпляров. В 2006 году в республике издано 429 наименований книг и брошюр, из них на марийском языке - 50 совокупным тиражом 58630 экземпляров, в т. ч. девять наименований на горномарийском языке.

Говоря о развитии профессионального искусства, Михаил Васютин сообщил, что в республике работает пять профессиональных театральных трупп для марийского зрителя: театр оперы и балета им. Э.Сапаева, марийская труппа республиканского кукольного театра, Горномарийский театр, театр юного зрителя и Марийский национальный театр драмы. Это наибольшее количество среди всех финно-угорских народов Российской Федерации, подчеркнул министр.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, VIII Всемарийский съезд "Марийский мир и гражданское общество" проходит с 16 по 19 апреля в Йошкар-Оле. Работа съезда организована по четырем направлениям: на первой будет обсуждаться участие национального движения в формировании гражданского общества, на второй - проблемы современной марийской деревни, на третьей - вопросы формирования городской марийской культуры, на четвертой пойдет разговор о марийской семье как основе сохранения народа.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.