Шанхайской организации сотрудничества необходимо решить принципиальный вопрос: будет ли она предпринимать шаги по дальнейшему расширению или нет. Об этом заявил в ходе своего выступления на видеомосте Москва - Пекин 15 апреля генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев, передает корреспондент ИА REGNUM.

Нургалиев отметил, что интерес к вступлению в ШОС проявили уже несколько государств. "Мы рассматриваем это как позитивный аспект, свидетельствующий о том, что организация востребована и эффективность сотрудничества внутри нее оценивается как высокая", - отметил генсек ШОС. Он заявил о том, что заявка Ирана на вступление в организацию была передана председательствующему государству (Таджикистану) в соответствии со всеми установленными процедурами. "Рассмотрение этого обращения будет зависеть от принятия принципиального политического решения, станет ли наша организация расширяться или нет. ШОС существует седьмой год, и государства-основатели сосредоточили свое внимание на том, чтобы наладить сотрудничество, укрепить традиции и схему взаимодействия", - отметил Нургалиев. "У нас есть и достижения, но тем не менее предстоит еще очень много сделать в рамках шести государств. В 2004 году в ШОС в качестве наблюдателя была принята Монголия, а в 2005 - Индия, Иран и Пакистан. Статус наблюдателя дает любому государству право на полнокровное участие во всех делах организации кроме принятия решений. Для нашей организации важно сохранить накопленный за семь лет позитив. Нас волнует проблема расширения, ШОС позиционирует себя как открытая организация", - подчеркнул лидер ШОС.

По словам Нургалиева, на тот случай, если организация примет решение о дальнейшем расширении, уже ведется работа над определением критериев для новых потенциальных членов. "На предстоящем форуме ШОС в мае будет проходить обсуждение данного вопроса и рекомендации экспертов будут учитываться для определения подходов в этой области. Участники затронут вопросы о конкретных преимуществах того или иного государства-кандидата в случае расширения ШОС", - проинформировал Нургалиев. Говоря об уже поданной заявке Ирана, генсек заявил: "В нормативных документах не предусмотрено временных рамок для рассмотрения того или иного обращения и точной даты ответа в Хартии ШОС не зафиксировано".