На днях в рамках обучения Мобильной Академии Мира "Омнибус - 1325" в Стамбуле прошел 3-й модуль по теме: "Гендер в культуре и обществе: Театр угнетенных как педагогический метод и место проявления осводобительного движения в действии".Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, в курсах принял участие карабахский правозащитник, директор НПО "Центр гражданских инициатив" Альберт Восканян.

Он сообщил, что основоположником вышеуказанной интерактивной психотехники является бывший заключенный, бразилец Августо Боаль, отсидевший срок по политическим обвинениям во время диктатуры в Бразилии, и в 1959 году создавший уличный "Театр угнетенных". Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Альберт Восканян отметил, что интерактивная техника "Театра угнетенных" может быть широко использована как эффективное средство разрешения конфликтных ситуаций и социально значимых проблем.

По его словам, в ходе обучения участники разделились на 2 группы по несколько человек, разыграв конфликтную ситуацию. По окончании спектакля состоялся обмен мнениями по даннной проблеме, каждый зритель имел возможность высказаться по конфликтной ситуации, представить свое видение выхода из сложившейся ситуации. "Это театр без сцены, без репертуара и даже без труппы. Просто кучка энтузиастов (непрофессиональных актеров, как сам того желал Боаль) разыгрывает в помещениях, на улицах и площадях импровизированные сценки какой-либо конфликтной ситуации из повседневной социально-политической жизни и стремится изменить что-либо в ней. Затем приглашают каждого желающего "дописывать" пьесу: выходить на сцену вместо любого из актеров, "ломать" как угодно сценарий, предлагать собственные пути выхода из сценических конфликтов. Действие останавливается в самый напряженный момент. После короткого обсуждения зрителями представленной проблемы сценка проигрывается еще раз до тех пор, пока кто-либо из зрителей не скажет "СТОП!" и не заменит любого из актеров, чтобы помочь найти выход из ситуации, уладить конфликт", - сообщил карабахский общественник.

По его словам, суть представлений заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы и выходе из сложной жизненной ситуации. "В конечном итоге, выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. Мини-спектакль имеет целью заставить человека задуматься над проблемой, понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится", - сказал Альберт Восканян. По его словам, подобный театр дает возможность внести изменения в психологию, мышление в жизни людей и помочь им.