Возможность ежегодного заполнения трубопровода Баку- Тбилиси - Джейхан (БТД) 56 млн тонн нефти вместо ранее заявленных для транспортировки на начальном этапе 23 млн т радует, но в то же время вызывает некоторое удивление. Об этом корреспонденту ИА REGNUMзаявил независимый эксперт Тогрул Софиев, комментируя планы по транспортировке казахстанской нефти, озвученные на днях вице- министром энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззатом Кииновым.

"По прежним прогнозным данным выходило, что в ближайшие годы у этой страны не может оказаться в наличии больше 30 млн. т нефти для транспортировки по БТД",- отметил Софиев, предположив, что могла иметь место какая-то переоценка извлекаемых запасов казахстанского "черного золота", результаты которой еще не доведены до прессы.

По мнению Софиева, тем не менее, возможно выдвинуть и другое, не менее вероятное предположение, объясняющие цифры, приведенные Кииновым. Эксперт напомнил, что стоимость рассчитанного на транспортировку 50 млн. т нефти в год БТД колеблется в пределах 4 - 4,5 млрд долларов и вряд ли может окупиться доставкой на Запад одной азербайджанской нефти. По прогнозам пик нефтедобычи в Азербайджане придется на 2012-13 гг. и составит 50 млн. т, а потом добыча быстро начнет падать. Поэтому, считает Софиев, США и Европейский Союз прилагают все возможные усилия для того, чтобы добиться транспортировки по этому трубопроводу казахстанской нефти, которая превратит БТД в рентабельный трубопровод. В этой связи можно понять казахстанскую сторону, которая хочет избавиться от давления и выиграть время для оценки непростой ситуации, сложившейся в сфере нефтедобычи. "А заявить о своем намерении ежегодно транспортировать по БТД до 56 млн. т нефти, и прокачивать ее в таких объемах на самом деле - это, как говорят в Одессе, две большие разницы",- отметил эксперт.

Софиев с большим сомнением отнесся к возможности реализации трубопровода от казахстанского до азербайджанского берега. Он напомнил, что пока не окупаются затраты на строительство самого нефтепровод БТД, и Западу отнюдь не хочется еще более удорожать проект. Отвечая на вопрос, почему же США выделили Азербайджану 1,7 млн. долларов для расчета технико-экономического обоснования подводного нефтепровода, эксперт сказал, что это копейки, которые можно не считать. А на самом деле ни США, ни другие политические игроки не горят желанием "вбухать" сотни миллионов в новую трубу.

"Другое дело, если взвалить это на плечи Казахстана и Азербайджана, сделав при этом им такое заманчивое предложение, от которого они не смогут отказаться. Кстати, дело не ограничивается одними расходами на строительство подводного трубопровода. Нужно менять еще и как передающую, так и приемную нефтяные инфраструктуры, что тоже небесплатно",- подчеркнул Софиев. По его словам, тем не менее, Азербайджан и Казахстан уже твердо стоят на ногах и непохожи на тех послушных мальчиков для битья, которыми, в какой-то мере, вынуждены были быть в первые годы после распада СССР, и это делает строительство подводного трубопровода практически невозможным. "Я уже не говорю об огромной ее экологической опасности для всего Каспия, в котором нередки землетрясения",- подытожил эксперт.