"На сегодняшний день практически исчерпана пропускная и провозная возможность транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области", - об этом сообщил министр транспорта Игорь Левитин в ходе совещания в Минтрансе РФ, на котором обсуждались вопросы комплексного развития Московского транспортного узла. Об этом сообщает пресс-служба Минтранса.

В своем выступлении Игорь Левитин отметил, что в настоящее время транспортный комплекс Московского региона во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Это связано с тем, что существующая транспортная система России имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации, что предопределяет концентрацию товарных и пассажирских потоков на основных направлениях транспортных маршрутов, следующих через Москву в другие регионы страны. Прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб также способствовали формированию на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено около 70% от общего объема складских площадей РФ.

Без принятия серьезных мер по развитию транспортного комплекса ситуация, по мнению Игоря Левитина, может превратиться в критическую и затормозит социально-экономическое и градостроительное развитие столичного региона. Таким образом, разработка программы развития транспортного комплекса Московского региона вызвана необходимостью решения системных проблем, накопившихся в Московском транспортном узле.

По словам министра, "Программа развития транспортного комплекса Московского региона (2010 - 2015 годы)" была разработана по заказу Министерства транспорта РФ. В ее разработке приняли участие сотрудники федеральных агентств Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Москвы и Правительства Московской области, ОАО "РЖД", головных научно-исследовательских и проектных институтов, ГИБДД, Центрального таможенного управления и других заинтересованных структур. Проект Программы, которая является важнейшей составной частью ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", будет представлен в апреле этого года в правительство РФ. Утверждение ФЦП правительством РФ предполагается в мае 2008 года.

Для достижения поставленных целей программа предусматривает решение комплекса задач, обеспечивающих федеральные интересы и приоритеты социально-экономического развития Московской области и г. Москвы. Комплекс мероприятий, обеспечивающих решение федеральных задач, предусматривает:

1. Развитие автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, за счет реконструкции дорожной сети и строительства автомагистралей и скоростных автодорог на основе механизмов государственно-частного партнерства. Для решения перечисленных проблем Программой предусмотрены большие объемы работ по реконструкции автомобильных дорог федерального значения и строительство новой автомобильной дороги федерального значения по маршруту Москва - Саранск - Ульяновск. В Московском регионе будет формироваться система платных автомагистралей и скоростных дорог. Для снижения нагрузки на головные участки федеральных дорог и МКАД планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги - инфраструктурной основы логистической системы Московского транспортного узла.

2. Развитие Московского железнодорожного узла, включающее развитие пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами РФ; организацию интермодальных перевозок пассажиров на связях между железнодорожными вокзалами и аэропортами Московского авиаузла специализированным подвижным составом с внедрением современных технологий регистрации пассажиров и доставки багажа; реконструкция вокзалов, пассажирских и технических станций; вынос части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирование оставшихся для обеспечения завоза грузов в Москву; развитие дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения; развитие контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами и формирование сетевых грузопотоков.

3. Развитие внутреннего водного транспорта, включающее повышение его роли в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок за счет модернизации инфраструктуры внутренних водных путей с целью ее доведения до нормативного состояния.