К 2012 г. в Москве не останется территорий, которые были бы неудовлетворительно обеспечены такими социальными объектами как детские дошкольные учреждения, школы, спортивные объекты и такие социально значимые объекты культуры как клубы и районные библиотеки. Активизация строительства таких объектов является следствием проводимой актуализации Генерального плана столицы, важнейшим направлением которой является "социализация" перспективных планов развития города. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил на пресс-конференции 26 марта председатель Москомархитектуры, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин. "Акцент будет сделан не на привлечении в город инвесторов, которых и сейчас достаточно, а на улучшение социального обеспечения граждан, в том числе по месту жительства", - отметил он.

По словам Александра Кузьмина, в настоящее время на городских территориях практически прекращено развитие офисной функции; одновременно с этим ужесточены требования градостроительных нормативов по доступности социальных объектов для горожан. "Все резервы городских территорий в первую очередь должны быть пущены на решение этих задач", - подчеркнул он.

Как сообщил главный архитектор Москвы, в период с 2007 по 2012 г. городской бюджет намерен принять на себя основную нагрузку по строительству объектов образования (90% финансирования), здравоохранения (75%), спорта (70%), культуры (60%). "Наши надежды на то, что среди нас появится много Мамонтовых и Третьяковых, которые построят физкультурно-оздоровительные центры, и будут пускать туда, как они обещали, ребятишек из прилегающего района, не совсем оправдались", - констатировал он. В то же время значительно меньшее участие городского бюджета (25%) планируется в строительстве объектов сферы обслуживания. Как предполагается, город возьмет на себя только объекты бытового обслуживания ветеранов и социально незащищенных слоев населения, в основном же данная сфера способна достаточно успешно развиваться за счет средств инвесторов.

В частности, до 2012 г. планируется построить в Москве 639 детских садов, что, с учетом существующих порядка 1970 таких учреждений, позволит обеспечить равномерное распределение по территории жилых районов города в 300-500-метровой пешеходной доступности для жителей. Наряду со строительством новых детских садов планируется строительство новых дошкольных учреждений на месте существующих старых с увеличением вместимости минимум в полтора раза. В настоящее время разработаны типовые проекты детских садов разной вместимости, сообщил Александр Кузьмин и отметил, что здания, построенные по этим проектам, "вполне могут украшать собой территорию нашего города".

Также в Москве планируется за тот же период построить 180 школ (включая пристройки и реконструкцию существующих школьных зданий), что, с учетом существующих 1470 школ, обеспечит пешеходную доступность 500-800 м (6-10 минут), а также 24 поликлиники для взрослых и 22 детских. Таким образом, с учетом действующей сети аналогичных учреждений (165 детских и порядка 160 поликлиник для взрослых), население города будет обеспечено поликлиниками с учетом 15-минутной пешеходно-транспортной доступности.

Особенно значительное улучшение покрытия территории города ожидается по спортивным сооружениям. До 2012 г. в дополнение к существующим в Москве 29 крытым каткам появятся 23 новых (что позволит иметь 4-6 катков в каждом административном округе в 15-минутной транспортной доступности для населения). Появятся также 70 новых бассейнов, что в совокупности с 73 существующими даст 1-2 бассейна на каждую городскую управу в 15-минутной пешеходно-транспортной доступности для населения, и 129 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) в дополнение к 100 существующим, благодаря чему количество ФОКов будет доведено до 1-3 на каждую управу в 10-15-минутной пешеходной доступности для жителей района. По словам Александра Кузьмина, все ФОКи проектируются с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями, но наряду с этим разработан и специальный проект ФОКа, предназначенного для занятий спортом инвалидов.

"Наиболее сложный вопрос - о размещении спортивных объектов в охранных зонах, - отметил глава Москомархитектуры. - К сожалению, жителям таких районов придется, живя в красивом историческом центре, ездить на транспорте для того, чтобы позаниматься спортом. Конечно, для них будет компенсация в виде дворовых площадок, уличного баскетбола и т.п., но она не может заменить настоящие спортивные сооружения. И тем не менее в таких зонах будет отдан приоритет истории". Александр Кузьмин также остановился на планах строительства новых клубных стадионов "Спартак" и ЦСКА, реконструкции стадиона "Динамо" и строительства еще нескольких крупных спортивных сооружений. "С учетом имеющихся стадионов "Локомотив" и "Торпедо" Москва вполне сможет провести у себя чемпионат Европы по футболу", - отметил он.

В настоящее время в городе действует 433 библиотеки и 88 учреждений клубного типа, при этом 19 районов Москвы вообще не подобных учреждений, сообщил Кузьмин. В связи с существующей острой потребностью, в период до 2012 г. в столице планируется построить 19 культурных центров, включающих семейный клуб, зрительный и выставочный залы и библиотеку - интеллект-центр. Как следствие, сеть библиотек предоставит жителям каждой управы 3-4 объекта в 10-15-минутной пешеходной доступности. Также планируется строительство 21 школы искусств и 18 объектов, совмещающих функции клуба и библиотеки.

"Отдельно строить библиотеки мы не считаем целесообразным, не считая строительства нового здания городской библиотеки им. Некрасова на месте рухнувшего Бауманского рынка, - пояснил главный архитектор Москвы. - Новые библиотеки мы будем создавать в составе комплексных культурных центров".

Учитывая, что существующие объекты дополнительного образования в Москве представлены 138 музыкальными и художественными школами, к 2012 г. юные москвичи будут обеспечены 1-2 объектами на управу в 10-15-минутной пешеходно-транспортной доступности. Однако этого недостаточно. Как констатировал Александр Кузьмин, ситуация с обеспеченностью жителей города школами искусств все еще останется неудовлетворительной и к 2012 году.