9 сентября 2002 года осуществлен пуск новой станции "Буревестник" и в настоящее время Нижегородский метрополитен насчитывает 13 станций с развернутой длиной железнодорожных путей 46,8 км. Общая длина тоннелей 36,96 км, инвентарный парк подвижного состава составляет 80 вагонов. Метрополитен является энергоемким предприятием и имеет 19 тяговых подстанций. Метрополитен является планово-убыточным предприятием, поэтому в бюджете города предусмотрена дотация на эксплуатационные расходы. Из-за недостаточного финансирования затраты на содержание, ремонт и обновление техники снижены до предела. За отчетный период, 2002 год, график движения поездов выполнен на 99,98%, при высокой культуре обслуживания пассажиров и отсутствии браков. В течение 2002 года перевезено 47,5 млн. пассажиров, из них 63,2 % - бесплатно. Потери доходов от перевозки пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, составляют за 2002 год 97 млн. рублей. Следует отметить, что перевозка таких категорий льготников как "инвалиды", "ветераны", "чернобыльцы" в соответствии с федеральными законами компенсированы из федерального бюджета на 16,5 млн. рублей.

Объем перевозок из года в год уменьшается и к уровню 1998 года снижен на 16,9 %. Причинами такого снижения являются: увеличение тарифов перевозки с 01.02.2002 г., большое количество наземного транспорта по линии метрополитена, увеличение личного транспорта, режим работы предприятий города, прилегающих к метрополитену.

Общие затраты предприятия за 2002 год составляют 162,3 млн. рублей. Дотация из бюджета города составила 56,0 млн. рублей, доходы от перевозки пассажиров - 63,8 млн. рублей, от непрофильных услуг - 10,3 млн. рублей. Итого всех средств набирается 146,6 млн. рублей. В результате непокрытые убытки сотавили 15,7 млн. рублей. Кредиторская задолженность на 01 января 2002 г. составляла 119,0 млн. рублей и увеличилась на 01 января 2003 г. до 151,6 млн. рублей, из них 145,0 млн. рублей - это налоги, 3,6 млн. рублей - по услугам и материалам. Из-за наличия кредиторской задолженности по налогам дважды рассматривался вопрос банкротства на межведомственной балансовой комиссии, где дважды принималась отсрочка для погашения задолженности.

В конце 2002 г. состоялись совещания у заместителя главы города Гладышева С.В. и заместителя губернатора Нижегородской области Сентюрина Ю.П., где были рассмотрены вопросы финансирования и покрытия задолженности. В результате: в бюджете города предусмотрено увеличение ассигнований на содержание метрополитена, правда с учетом возвращенного предприятию отдела милиции по охране метрополитена; долг по налогу на имущество и пени на него в сумме 62 млн.руб. приняты к рассмотрению как безнадежные к взысканию, этот вопрос сейчас решается в правительстве области.

Коллектив метрополитена для улучшения финансового положения работает по изысканию внутренних резервов по увеличению доходов от непрофильных услуг и снижению эксплуатационных расходов. Так за 2002 год доходы от непрофильных услуг увеличились на 2,5 млн.руб. и составили в целом за год 10,3 млн.руб. Эти доходы составляют пятую часть от плановой дотации. Для большей заинтересованности в увеличении доходов от непрофильных услуг необходимо, чтобы возвращаемая в бюджет города арендная плата от сдаваемых площадей возвращалась метрополитену и являлась увеличением к утвержденным ассигнованиям. В целях снижения расходов регулярно идет процесс высвобождения рабочих мест, уменьшается расход электроэнергии, тепла, воды, топлива.

В 2002 году выполнен большой объем по ремонту подвижного состава. Общие затраты на все виды ремонта составляют 9 млн.руб. Большие проблемы метрополитен испытывает по содержанию тоннелей выполненных из прессбетонной обделки, длина которых составляет 6,5 км. За прошедший год на работы по гидроизоляции тоннелей метрополитен смог выделить 0,4 млн.руб. и 250 тыс.руб. получено из бюджета на противопаводковые мероприятия по лечению тоннелей. Это небольшая часть того, что нужно.

За прошлый год в летнее время проведена большая работа по подготовке хозяйства метрополитена к зиме. Метрополитен имеет общую протяженность теплотрасс 8 км и для их капитального ремонта затрачено 1,3 млн.руб. на трех станциях Кировская, Парк Культуры и Московская.

За два месяца текущего года доходы от перевозки пассажиров составили 10767 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом 8414,4 тыс.руб., финансирование из бюджетов составило 12,3 млн.руб. или 100% от утвержденного плана, в прошлом году - 7,3 млн.руб. или 65% от плана. Это позволило выполнить программу ремонта подвижного состава, закупить дополнительно гидроизоляционные материалы для ремонта тоннелей, выплачивать заработную плату с минимальной задержкой в отдельных подразделениях 5-10 дней. За прошедшие месяцы текущего года метрополитен своевременно оплачивает за потребленную электроэнергию "Нижновэнерго" и ОАО "ГАЗ". Имеется задолженность за теплоносители "Теплоэнерго" 442 тыс.руб., МУП "Теплоэнерго" Автозаводский филиал 115 тыс.руб., ОАО "Динамика" - 260 тыс.руб. Стабильность в финансировании и увеличение доходов позволяет планировать все расходы, в том числе и погашение имеющихся долгов.

Текучесть кадров остается высокой и составляет 13,5%. Основной причиной высокой текучести является уровень заработной платы, который остается самым низким среди всех метрополитенов России. В 2002 году с 1 марта зарплата была поднята на 30%, а за последние шесть лет заработная плата повышалась всего дважды распоряжением мэра, - сообщает пресс-служба администрации Нижнего Новгорода.