О нарушениях на избирательных участках Москвы в день выборов 2 марта сообщили на пресс-конференции 14 марта руководитель Ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, эксперт ассоциации Андрей Бузин и непосредственные свидетели нарушений - наблюдатели и члены избирательных комиссий: Роман Удот (член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, УИК 1513), Илья Любарев (член избирательной комиссии с правом решающего голоса, УИК 1714), Григорий Вайман (член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, ИК 2605), Юрий Ярков (член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, УИК 94), Дмитрий Зыков (наблюдатель, УИК 1990).

По словам Андрея Бузина, заявления ЦИК, что нарушения на выборах были мелкими, редкими и на результаты повлиять не могли, далеко не в полной мере соответствуют действительности. "Подведение итогов выборов занимает все меньше времени, - констатировал эксперт. - Если в 2003 году на выборах депутатов Госдумы они были подведены через 12 дней, то в 2007-м - уже через 7 дней, а в 2008 году на выборах президента ИК подвела итоги уже через 5 дней. Такими темпами мы скоро придем к тому, что официальные итоги будут объявляться до дня голосования, и, думаю, это будет вполне соответствовать той ситуации, в которую мы во многом вернулись".

Нарушения не повлияли на конечный итог выборов, то есть избрание президентом Дмитрия Медведева. Но все же их количество значительно больше и серьезнее, чем данные, которые приводит ЦИК, уверены участники пресс-конференции. Они озвучили целый ряд случаев, которые могут быть отнесены к грубым нарушениям, привели фото- и видеодоказательства. По словам Дмитрия Зыкова, незадолго до закрытия участка к нему подошел наблюдатель от "Единой России" и, фактически, предложил ему взятку за то, чтобы тот не присутствовал при подсчете голосов. "Он попросил меня отойти на лестницу и поинтересовался, сколько мне за это заплатит моя партия. Я ответил, что я здесь не из-за денег. Тогда он сказал: "Я дам тебе гораздо больше, если ты не будешь смотреть, как мы будем считать", - процитировал его слова Зыков. От предложения он отказался, подчеркнул наблюдатель.

Зыков от взятки отказался. Затем избирательная комиссия а нарушение правил начала проводить параллельный подсчет голосов и закрытие списков избирателей. Несмотря на то, что наблюдатель указал им на противоправность этого, члены избирательной комиссии не прекратили свои действия, а после того, как Зыков сфотографировал процесс, председатель комиссии потребовал его удаления, хотя наблюдатели согласно официальной инструкции ЦИК имеют право осуществлять фотосъемку. Восстановить свое присутствие на участке в качестве наблюдателя ему удалось лишь после звонка в ТИК района Чертаново. Как добавил Андрей Бузин, в день голосования на многих участках фиксировались незаконные удаления наблюдателей: в частности, только в районе Арбат с участков удалили 11 человек без всяких на то оснований.

Григорий Вайман сообщил о нарушении, носящем условное название "хоровод": оно заключается в том, что во время голосования с участка на участок передвигается группа человек без открепительных удостоверений и просит включить их в списки избирателей как временно пребывающих. В случае, о котором говорил Вайман, группа насчитывала около 50 человек. Эти люди проголосовали по нескольку раз. Соответствующее заявление наблюдателя председатель комиссии подписывать отказался. Что касается других нарушений, то, по словам Ваймана, в районе проспекта Вернадского на одном из участков три кандидата на муниципальных выборах в совокупности получили на 32 голоса больше, чем могли бы получить исходя из числа зарегистрированных избирателей, но эта неувязка была проигнорирована членами УИК.

Юрий Ярков сообщил, что он работал на избирательном участке № 93 в Пресненском районе. Он являлся членом избирательной комиссии, а не наблюдателем, и не ставил перед собой задачу критиковать происходящее, но его возмутил явный, по его мнению, факт вброса бюллетеней. Ходя по квартирам тех, кто голосовал на дому, он хорошо запомнил, что люди, ставя отметки в двух бюллетенях (для выборов федеральных и муниципальных), либо складывали их вместе, либо бросали в урну по отдельности, но в любом случае при вскрытии урны в ней должны были бы быть разрозненные листы. В итоге же при вскрытии урны после 20:00 в ней оказались аккуратные пачки бюллетеней, сложенных по порядку, - особенно это было очевидно в том, что касается муниципальных кандидатов. "Можно было называть по порядку: кандидаты 3, 4, 5, 3, 4, 5 - одним и тем же почерком, одни и те же пометки, - прокомментировал Ярков. - А это номера кандидатов от "Единой России".

Роман Удот сообщил об инциденте на избирательном участке 1513. Перед началом голосования он заметил, что в одной из урн уже находятся бюллетени, сфотографировал ее (фотографии были продемонстрированы журналистам), сообщил об этом председателю УИК, и урна была опечатана. Но днем на участок явились сотрудники милиции, сообщившие, что поступило сообщение о том, что участок заминирован, и потребовавшие покинуть помещение. Наблюдатели попытались эвакуировать и урны, но им всячески препятствовали сотрудники правоохранительных органов и члены избирательной комиссии. В результате кто-то из членов УИК даже включил сигнал "воздушной тревоги". "Это была какая-то фантасмагория", - так охарактеризовал произошедшее Удот. Как добавил Андрей Бузин, по его сведениям, председатель МГИК Валентин Горбунов заявил о том, что ему об этом случае ничего не известно.

Это только часть из нарушений, отмеченных наблюдателями. Практика позволяет говорить о том, что происходит возвращение к грубым нарушениям на выборах по сравнению с тем, что было в предыдущие годы, констатировали участники пресс-конференции. Как сообщила в заключение Лилия Шибанова, по вопросу о порядке проведения выборов и фактах нарушений на них будут проводиться общественные слушания, так как ситуация требует гораздо более пристального и эффективного контроля со стороны общества, СМИ, неправительственных организаций.