Глава парламентского подкомитета по вопросам религии, народный депутат Украины от блока Тимошенко Михаил Косив в эксклюзивном интервью ИА REGNUM прокомментировал наиболее острые вопросы религиозной жизни Украины.

ИА REGNUM: В последнее время очень много говорят о создании на Украине Единой поместной церкви. Отдельные аналитики считают, что это может произойти уже в нынешнем году...

Это очень сложный вопрос. Но я абсолютно уверен, что мы когда-нибудь придем к единой христианской церкви киевской традиции. Я подчеркиваю, именно киевской традиции. Не думаю, что это будет быстро. Точно не через пару лет. Но это неминуемо. Отойдет поколение людей старшего возраста, которые накопили разные обвинения и наговорили друг другу много досадных слов. Придет новое поколение верующих мирян и соответствующее поколение церковнослужителей.

ИА REGNUM: Какие же основные принципы такой традиции?

Украина должна возвратиться к истокам - к тем традициям христианской церкви, которые 1020 лет тому в 988 году утвердил именно тут, в Киеве, князь Владимир, который потом был объявлен нашей церковью равноапостольным святым. Киевская традиция, по сути, характерна для всех православных церквей: и Московского патриархата, и Киевского патриархата, и Автокефальной православной церкви, и Греко-католической православной церкви. Они все исходят из киевской традиции. И обряд в этих церквях почти не отличается, за исключением того, что церковь Московского патриархата ведет свои богослужения на старославянском или церковнославянском языке и упоминает в них Патриарха Алексия, а другие упоминают других патриархов. Поэтому догматической разницы между этими церквями нет. Есть только привязанность к каким-то религиозным центрам. Можно ли это переступить и надеяться, что это не станет препятствием для объединения на вечные века? Без сомнений!

Объединение не потребует никаких догматических изменений, а требует только этического отношения. И это главное. Я уверен, что мы должны начать с объединения во Христе. То есть, объединения на основе Евангелия. Мы должны привыкнуть к тому, что каждая церковь хвалит Бога по-своему. Нужно свыкнуться с мыслью, что таинства ни одной из православных церквей не являются богоборческими. Думаю, это несложно. Почему сейчас представители разных конфессий не станут возле Христа и не проведут элементарную службу? Это же не потребует никакого отступления от своей веры! Потому что терпимость и толерантность вообще отсутствует сегодня в нашем обществе, как политическом, так и религиозном. Раскол между христианскими церквями произошел в 1054 году. Тогда одна церковь стала Западной, или Латинской, а другая - Византийской. Украина в этом расколе не принимала никакого участия. Но нас коснулись последствия этого раскола, и мы их ощущаем по сей день.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к инициативе Румынии по созданию, так называемой, Бассарабской митрополии и планам по учреждению епархий на территории Украины, Приднестровья и Молдавии?

К сожалению, явление, называемое церковным термином "прозелитизм", существует. И это касается не только Румынии. Термин означает желание захватить, присоединить какую-либо территорию и сделать ее своей канонической территорией. Это, по существу, захват. У нас в Закарпатье есть Мукачевская Греко-католическая епархия, но она не принадлежит к Греко-католической метрополии на Украине, а подчиняется непосредственно Ватикану. То есть, такая практика на Украине существует. Но есть и другие примеры. Скажем, в Эстонии некоторые православные церкви вышли из-под юрисдикции Московского патриархата и подчинились непосредственно Константинополю. И такое явление очень широко распространено. Я считаю, что это неправильно. А правильно, когда право верующих людей, которые хотят молиться в той или иной церкви, обеспечивается. В Галичине до войны православия, по сути, не было. Была греко-католическая и римо-католическая церковь. Но туда приехало много людей с восточной Украины, из России, и мы даем им возможность молиться в православных церквях. А в Киеве много греко-католиков, поэтому мы открываем греко-католические церкви в столице Украины. Это явление - нормальное. А вот насильственный захват, который хочет осуществить Румыния - это религиозная экспансия.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете публичную поддержку мэром Киева Леонидом Черновецким церкви "Посольство божье" во главе с темнокожим пастырем Сандеем Аделаджей?

На самом деле это не церковь. Такой церкви в мире не существует. Это какая-то прагматичная организация, которая на основе церкви занимается совсем другими делами. Причем, Черновецкий каждый раз говорит новые вещи о своем вероисповедании: то он утверждает, что он православный и ходит в православную церковь, то он ходит с Аделаджей и хочет построить церковь "Посольства божьего" в Киеве. Это просто спекуляция на религиозных темах. И доверие киевлян к Леониду Черновецкому низкое не только потому, что он принадлежит к этой абсолютно странной церкви. Ведь такого страшного "дерибана", который происходит в Киеве с землей и собственностью, не было никогда. Это очень часто граничит с преступлением. И ему за это придется отвечать.