"Современный Азербайджан превратился в полигон всевозможных манипуляций": интервью Гайка Демояна
Азербайджан, 25 февраля, 2008, 09:14 — ИА Регнум. ИА REGNUM представляет интервью с политологом, специалистом по Турции и карабахскому конфликту
ИА REGNUM: Как вы охарактеризуете нынешнюю политику Азербайджана в вопросе карабахского урегулирования и каковы перспективы нормализации армяно-азербайджанских отношений?
С сожалением приходится констатировать, что политический курс нынешнего руководства Азербайджана явно не соответствует духу примирения и мирного сосуществования двух народов и направлен, скорее, на изначально обреченную на провал политику угроз и милитаристского реваншизма. Наряду с этим в Азербайджане широко распространена пропаганда антиармянизма. Не стал исключением и новый 2008 год. Президент Азербайджана Ильхам Алиев не воздержался от антиармянских выпадов даже в своем новогоднем обращении.
Как это ни печально, президент Азербайджана сам задает тон милитаристскому реваншизму. Достаточно проследить официальную риторику азербайджанского президента последних нескольких лет, полную некорректных высказываний в адрес армян и Армении. Ильхам Алиев взялся за антиармянскую пропаганду, не осознавая, что тем самым он зачастую ставит под удар не только имидж азербайджанцев как народа, но и будущее Азербайджана в целом.
Возьмем, к примеру, указ азербайджанского президента, изданный в декабре 2006 года по поводу проведения торжественных мероприятий по случаю 125-летнего юбилея школы, якобы находящейся неподалеку от Еревана. За этим, на первый взгляд, безобидным указом кроются вовсе не гуманитарные или просветительские устремления руководства Азербайджана. Для руководства Азербайджана это всего лишь повод лишний раз заявить, что Ереван и территория сегодняшней Армении были якобы "исконно азербайджанскими землями", подаренными армянам. Подобные заявления могут вызвать лишь недоумение, если не насмешку в академических кругах, поскольку глава соседней республики искажает очевидные исторические факты и тем самым унижает достоинство и культуру собственного народа.
Этот и другие псевдоисторические вопросы обсуждаются сначала на уровне банальной бытовухи, а потом резко попадают в повестку Законодательного собрания Азербайджана. То Ереван мерещится некоторым Иреваном и древнеазербайджанским городом, то Нахичевань и Карабах превращаются в древнеазербайджанскую земли. Одним словом, существует особое, поддержанное руководством республики стремление всевозможными способами "догнать и перегнать" армян во всех сферах, но вот с историей и историческим наследием сделать это как-то не удается. Если история не подчиняется азербайджанской версии, то тогда указом она просто фальсифицируется. А иначе как объяснить собственному народу, откуда взялась церковь 6-го века в пределах Еревана или почему еще в советские годы официально на территории Нахичевани насчитывалось свыше пять тысяч армянских памятников.
Представляю, как было бы неловко руководству Азербайджана, если бы армянская сторона начала отмечать юбилеи издаваемых в прошлом газет, основанных армянами театров, общественных зданий, школ и других просветительских и культурных центров в Баку. Ведь отнюдь не малая часть ландшафта исторического Баку - часть богатого культурно-исторического наследия армянского народа. У истоков нефтяного промысла Баку стояли те же самые армянские капиталисты. Что же делать армянской стороне - превратить их в удобный ресурс для политических расчетов с целью доказать что-либо? Думаю, нам это не к лицу. Мы хорошо знаем и уважаем свою историю, чтобы превращать историческую память в предмет торга и откровенной политизации.
Тут мы, скорее всего, имеем дело с очень любопытным психологическим феноменом, сочетающим ущербные чувства, вызванные острым недостатком культурно-исторического багажа с одной стороны, а с другой стороны - преломлением этой ущербности в контексте этнического конфликта, когда противоположной стороне просто нечего противопоставить из собственного прошлого. Тогда на вооружение берется банальное присвоение. Присваиваются не только армянская, но и грузинская, иранская история и даже общетюркские памятники. В истории есть множество примеров, как молодые нации и государства в процессе государственного строительства, наряду с присвоением чужого, обильно создают и собственные мифы. К сфере психологии можно отнести и внушение собственному народу некоего чувства превосходства над армянской стороной, основанного на явно ошибочных расчетах экономического свойства. Между тем экономические перспективы соседней республики более чем скромные.
Антиармянизмом буквально насквозь пропитана азербайджанская пресса. Не обходится ни дня без антиармянского материала практически во всех азербайджанских СМИ, являющихся лакмусовой бумагой настроя общественности, которому еще не скоро удастся выйти из антиармянского гипноза.
Но самое опасное это то, что посредством школьных учебников и ежедневной госпропаганды антиармянские настроения прививаются будущим поколениям молодых азербайджанцев. Но об этом почему-то не говорят - ни сопредседатели Минской группы
При прямой поддержке властей Азербайджана большие финансы направляются сегодня на создание образа врага в лице армян. Для этих целей держатся целые институты и организации. Печально, но такова государственная политика современного Азербайджана, превратившая страну в полигон для всевозможных информационных, научных и культурологических манипуляций. Это большой удар по имиджу не только страны, но и самих азербайджанцев, которые в очередной раз становятся жертвами сиюминутных и непродуманных шагов собственного руководства. В этой политике тотальной дезинформации правда и ложь молниеносно меняются местами.
Создается впечатление, что в азербайджанской прессе существует распределение ролей между отдельными журналистами и людьми, представляющимися политологами, которые вне зависимости от своего уровня образования и мировоззрения стараются, как им кажется, своей ироничной риторикой нанести как можно больше вреда армянам. Однако в Армении на такие публикации давно уже не обращают внимания.
Гигантские масштабы государственной манипуляции общественным сознанием достигли такого размаха, что ее последствия невозможно будет исправить нефтяными доходами, которые выставляются в качестве единственного аргумента государства против внешних и внутренних вызовов. На этом фоне глубокий культурно-психологический кризис современного азербайджанского общества налицо. Остракизму подвергается практически все, что связано с армянами. Из списка зарубежных визитов исключаются или же не допускаются в страну люди армянского происхождения. Масштабы языка ненависти получают новые проявления в отношении грузин и национальных меньшинств Азербайджана. Шовинизм как государственная политика проявляется в уничтожении тысячелетнего армянского христианского наследия на территории Азербайджана и Нахичевани по причине панического страха перед историей других наций, что, впрочем, вовсе не мешает доморощенным "историкам" заниматься откровенным присвоением чужого историко-культурного наследия.
ИА REGNUM: А недавнее разрушение десятка армянских, русских и еврейских могил на Монтинском кладбище в Баку тоже можно причислить к этому?
Несомненно, это звенья одной цепи. Страна, руководство которой в конце 20-го века устраивало погромы армянского и русского населения, должна была бы всевозможными средствами компенсировать эту позорную страницу своей истории. Но после придания огню армянской церкви в центре Баку теперь уже под предлогом дорожных работ уничтожаются могилы усопших, невзирая на общественные протесты. Если в Нахичевани уничтожались средневековые могилы, то на этот раз средь бела дня, к ужасу родственников усопших, оскверняется последнее пристанище сотен бывших бакинцев, немало сделавших для своего города. И что самое возмутительное - под бульдозер попали также могилы ветеранов
Это следствие очень опасной общественной болезни, которая прививается официальными властями и подконтрольными им средствами массовой информации. Скорее всего, это и подразумевал азербайджанский политолог Хикмет Гаджизаде, говоря о "полностью репрессированном" азербайджанском обществе.
ИА REGNUM: Как вы смотрите на перспективу возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта, насколько это реально?
Я не военный и не футуролог, но для того, чтобы представить возможные сценарии, достаточно просмотреть последние публикации в азербайджанской прессе о состоянии дел в национальной армии этой страны. Общеизвестно, что в течение нескольких недель в конце 2006 года один за другим солдаты азербайджанской армии добровольно перешли на армянскую сторону и сдались в плен, спасаясь от побоев и издевательств сослуживцев. Это, согласитесь, говорит о многом. До чего надо довести человека и как надо унизить его человеческое достоинство, чтобы солдаты искали спасения не где-нибудь, а в стане противника? И это в условиях постоянно насаждаемой в течение многих лет ненависти к армянам!
Руководство Азербайджана во многом делает ставку на сопоставимость военного бюджета Азербайджана с государственным бюджетом Армении. Похоже, в Баку понятие войны не ассоциируется с утратой тысяч молодых жизней. Реваншистско-милитаристская риторика азербайджанской стороны дополняется лишенной всякой логики сравнений, исторических экскурсов и догадок. К примеру, за последние 13 лет Баку с завидным упорством заявляет о наличии в армянском плену тысяч азербайджанцев, в том числе и детей, которые почему-то за это время никак не повзрослели. Вот вам и пример классической манипуляции общественным сознанием.
ИА REGNUM: В азербайджанских СМИ в последнее время широко обсуждалась проблема религиозного фактора в карабахском конфликте. Как вы думаете, существует ли таковой?
За весь период конфликта в официальной риторике армянской стороны он не рассматривался как противостояние ислама и христианства. Однозначно отрицать существование религиозного фактора в карабахском конфликте тоже было бы неверным. В первую очередь это проявилось в стремлении Баку разыграть карту исламской солидарности путем привлечения нескольких тысяч боевиков и наемников из Чечни, Афганистана, Пакистана и других исламских стран. Кроме того, Азербайджан и Турция совместно пытались придать конфликту религиозный оттенок, периодически внося его на повестку заседаний Организации исламской конференции. Вдобавок к этому во время войны бакинское радио неоднократно призывало объявить джихад армянам.
Однако сегодня все попытки Баку испортить отношения Армении с исламскими государствами, в первую очередь с Ираном, с которым у нас сложились добрососедские отношения, и с арабским миром, где после чудовищного геноцида, осуществленного турецкими властями в начале 20-го века, обосновались сотни тысяч армян, обречены на провал. По всей видимости, чрезмерный акцент и субъективные интерпретации этой проблемы азербайджанской стороны призваны лишь дезавуировать слишком откровенные заявления азербайджанских высокопоставленных чинов о религиозном характере карабахского конфликта. Чего только стоят слова главы мусульман Азербайджана шейх-уль-ислама Аллахшюкюра Пашазаде, который год назад призвал к объявлению священной войны против Армении и НКР. Тут комментарии, как говорится, излишни.