Армения, 16 февраля, 2008, 21:46 — ИА Регнум. "За последние десять лет мы имели всего 3 официальных предложения от МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - заявил 16 февраля в интервью армянским телеканалам президент Армении Роберт Кочарян, комментируя заявление первого президента Левона Тер-Петросяна о том, что Кочарян готовился подписать соглашение об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, предполагавшее сдачу Мегринского района Армении в обмен на признание независимости Нагорного Карабаха.
По его словам, в 1998 году было представлено предложение об "общем государстве", автором которого был в то время министр иностранных дел России Евгений Примаков, в 2001 году был ки-уэстский вариант, и последний вариант сопредседатели представили сторонам месяц назад. "Другого какого-либо варианта посредники нам не представляли", - подчеркнул президент. Кочарян также опроверг заявление о том, что "мегринский вариант" обсуждался в Совете безопасности. По его словам, ни один из этих вариантов в данной структуре не обсуждался, поскольку ни один из указанных вариантов не дошел до той вероятности принятия, "чтобы я выставил его на обсуждение в Совбезе". Кочарян напомнил, что автором мегринского варианта являлся американский исследователь Пол Гобл, и это предложение периодически вводится в оборот, однако оно не было представлено в качестве официального предложения. "Возможность применения принципа, заложенного в этом проекте (принцип обмена территорий), обсуждалась только с представителями одной страны-сопредседателя МГ ОБСЕ", - отметил Кочарян, добавив, что если бы это обсуждение было позитивным, то только в этом случае предложение получило бы официальный статус. "Но это предложение было отклонено и армянской, и азербайджанской сторонами. Наш отказ звучал следующим образом: мы не можем потерять границу с Ираном", - отметил Кочарян. Президент заметил, что это даже не было письменным предложением, а носило лишь устную форму. "И ту бумажку, которой сегодня размахивает Левон Тер-Петросян, я не видел. У меня нет этой бумаги. И я предполагаю, что они достали пропахшую нафталином бумагу, содержание которой было обсуждено в 1994 году в Совете безопасности", - подчеркнул президент. "Наверное, статус Тер-Петросяна и возраст уже не являются моральным препятствием для вранья. Или же его ввели в заблуждение", - отметил он.
Роберт Кочарян подчеркнул, что в Мегри за этот период осуществлено достаточное количество проектов и еще ведутся обсуждения по запуску железной дороги и строительству нефтеперерабатывающего завода. По его словам, все это делается для того, чтобы в будущем ни у одного из политиков, страдающих "манией дружественности", и в мыслях не возникло желания пожертвовать границей с Ираном. "Сегодня у меня целый ряд предложений от различных организаций относительно урегулирования карабахского конфликта. Разные эксперты представляют различные варианты. План Гобла был одним из них, и в ходе переговоров в Ки-Уэсте слово "Мегри" упоминалось лишь в контексте коммуникаций и никогда не было упомянуто в контексте принципа территориального обмена", - отметил президент, поскольку "мы в таком случае теряем границу, имеющую стратегическую важность". "Я не меняю армянские земли на армянские земли. При мне ни одного квадратного метра земли мы не теряли", - подчеркнул президент.
Между тем Кочарян заметил, что в ходе предвыборной кампании ощущается снижение морального уровня и этот "спад привнес один из кандидатов в президенты страны". По его словам, вышеуказанное свидетельствует об отсутствии внутренних препятствий и указывает, на что "готов идти человек для достижения своих целей".