"Мнение или анализ ситуации вокруг Южной Осетии всегда вызывает интерес, если конечно он непредвзятый", - заявила югоосетинский политолог Ирина Каджаева, комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM статью бывшего первого секретаря югоосетинского обкома компартии Грузии Анатолия Чехоева "Южная Осетия - что дальше?".

По ее словам, Южная Осетия - "непризнанное государство, но де-фактоo существующее, развивающееся и имеющее, при этом, много проблем". "Все проблемы, будь-то экономического, политического или социального характера, связаны со статусом. К сожалению, он многое определяет", - заметила Каджаева. По ее словам, становление и развитие подобных политических образований интересно для специалистов, журналистов, жителей этих образований. "Но когда свое мнение обозначают лица, которые с первыми выстрелами покинули родину, и теперь из "прекрасного далека" пытаются что-то анализировать, фактически чтобы навредить и сделать больно, это, по меньшей мере, безнравственно" - отметила Каджаева.

Она подчеркнула, что Чехоев покинул Южную Осетию не вследствие принципиальных разногласий, "а из-за попыток договориться с соответствующими людьми об определенных материальных дотациях своей политической деятельности". Касаясь непосредственно содержания статьи, Каджаева заметила, что Чехоев приписывает себе такие подвиги во имя Южной Осетии, как отказ Госдумы от ратификации договора дружбы и сотрудничества между Россией и Грузией с признанием территориальной целостности Грузии, принятие российского гражданства, безвизовый проезд, образование в российских вузах, паспортизация, отработка системы взаимоотношений Россия - Южная Осетия. "Он пишет, что все это и проходило через его руки, однако весьма расплывчатая формулировка не позволяет понять, сделано ли все это его силами, и тогда он герой, которому надо поставить памятник, или все эти нормативно-правовые акты просто "прошли через его руки"", -подчеркнула Каджаева. В последнем случае то же самое может поставить себе в заслугу какой-нибудь мелкий чиновник в российском МИДе или Госдуме, заметила Каджаева. Если "плацдарм для развития и закрепления суверенитета РЮО" создан усилиями Чехоева, то к чему тогда та же расплывчатость в конце статьи, где он призывает грузинских и осетинских политиков "принять решение" на фоне напоминаний о суровых годах, когда "осетины и грузины воевали в одном строю", отметила политолог. "Все это весьма напоминает осторожную и беспринципную отработку гонорара за эту публикацию, потому что ответа на вопрос "Что дальше?" нет в статье и в помине, хотя и другой цели как-то не просматривается", - резюмировала Каджаева.

Отметим, что экс-депутат Государственной Думы (до 1989 г. - секретарь ЮО обкома партии) Анатолий Чехоев в авторской статье в газете "Осетия. Свободный взгляд" 24 января 2008 г. пишет: "Во все времена грузины умели так строить отношения, что умудрялись жить лучше своих покровителей, сохранив при этом религию, культуру, язык... В 90-е годы ослабевшая Россия стала не нужна, и появились США...". Далее автор приводит два сценария развития ситуации вокруг проблемы Южной Осетии: "либо Южная Осетия, теряя государственность, входит огрызком бывшей территории Юго-Осетинской АО в состав Северной Осетии и, естественно, России, либо войдёт в состав Грузинской Федерации...". Как считает автор, "выборы Дмитрия Санакоева из фарса превратились в серьёзнейший аргумент Михаила Саакашвили; на территории бывшей Юго-Осетинской АО действуют два президента, имеющие, по документам, равное число избирателей... ". "Ситуация превращается во внутреннее дело Грузии. Похоже, Грузия сделала серьёзные выводы из неудавшейся летней кампании 2004 года...", - отмечает он. "Сегодня настало время, когда политики Грузии и Южной Осетии должны заявить об ответственности и готовности принять решение...", - еще один тезис автора. В статье Чехоева нашли место и следующие мысли: "Судьбе было угодно распорядиться так, что многие века, если не тысячелетия осетины и грузины живут соседями, в одной православной вере, объединённые широчайшими связями... в суровые годы осетины и грузины воевали в одном строю... настало время реализовать успешный Юго-Осетинский прецедент".