Совет Федерации рекомендует внести изменения в закон "О недрах" В целях правового обеспечения рационального использования минеральных ресурсов углеводородного сырья путем повышения методов увеличения нефтеконденсата и газоотдачи и воспроизводства минерально-сырьевой базы и формирования на этой основе устойчивого топливного баланса страны, участники совместного расширенного выездного заседания комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и комиссии Совета Федерации по естественным монополиям подготовили ряд рекомендаций для правительства России и Федерального Собрания РФ. Об этом 14 февраля сообщила пресс-служба комитета СФ по природным ресурсам.

В числе основных рекомендаций разработка совместно с представителями субъектов РФ, на территории которых осуществляется разведка и добыча ресурсов углеводородного сырья, и внесение в Государственную думу проектов федеральных законов о внесении изменений в закон РФ "О недрах" и другие федеральные законы. Эти изменения должны будут предусматривать ответственность органов государственной власти за состояние и развитие минерально-сырьевой базы в целях безусловного обеспечения топливного баланса страны. Также в проектах федеральных законов необходимо будет предусмотреть оптимальное распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования минеральных ресурсов.

Комитет СФ по природным ресурсам и комиссия СФ по естественным монополиям для стимулирования применения методов повышения нефте-, конденсато- и газоотдачи рекомендовали предусмотреть налоговые льготы, а также дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от стадии освоения месторождения, природного качества минерального сырья, горно-геологических и экономико-географических условий разработки.

Кроме того, комитет рекомендовал ускорить разработку и реализацию программы перехода на единую государственную классификацию запасов и ресурсов углеводородов России, принятую с учетом действующей Международной рамочной классификации ООН энергетических и минеральных ресурсов.

По мнению комитета и комиссии Совета Федерации, проекты федеральных законов, предусматривающие совершенствование законодательства о рациональном использовании недр, необходимо рассматривать в качестве приоритетных.

Как сообщает пресс-служба комитета, эти рекомендации были выработаны после подведения в январе комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды итогов выездного заседания "Правовое обеспечение повышения нефтеотдачи и воспроизводства минерально-сырьевой базы", которое состоялось в декабре в Ханты-Мансийске.

Комитет выразил обеспокоенность тем, что в течение последних 15 лет прирост извлекаемых запасов нефти за счет геологоразведочных работ существенно отстает от ее добычи и списания запасов. Вследствие этого потери извлекаемых запасов уже превысили 4 млрд. тонн, что означает потерю потенциала добычи нефти в объеме 200-240 млн. тонн в год. Кроме того, темпы сокращения запасов во времени возрастают в связи с тем, что объём геологоразведочных работ недостаточен, чтобы обеспечить прирост запасов для компенсации добычи. Несмотря на это, годовые объемы добычи нефти в последние 7 лет увеличились более чем в 1,5 раза (на 180 млн. тонн). В 2006 году добыто 480 млн. тонн нефти, а открыто всего 24 мелких месторождения с суммарными извлекаемыми запасами нефти 22,4 млн. тонн.

Комитет обратил внимание на то, что именно величина проектной нефтеотдачи характеризует эффективность применяемых способов разработки месторождений и потому является основным показателем рационального использования сырьевой базы нефтедобычи. В последние же 10 лет средняя проектная нефтеотдача вводимых в разработку месторождений не превышала 30%, что является одним из самых низких показателей в мире. В недрах остается более 70% запасов. В первую очередь такая ситуация стала возможной из-за того, что в федеральном законодательстве практически не отражены требования к рациональному и полному использованию ресурсов нефти и газа, учету и объективной оценке их запасов, реального потенциала извлечения с применением достижений научно-технического прогресса.

По мнению комитета, главной причиной снижения нефтеотдачи является именно отсутствие действенной государственной системы управления рациональной разработкой нефтяных месторождений. Такая система будет способна эффективно противостоять ухудшению структуры запасов за счет применения и развития современных методов увеличения нефтеотдачи (тепловых, газовых, химических, микробиологических) на основе гармонизации экономических интересов государства - хозяина недр и недропользователей, что подтверждается мировым и отечественным опытом. Кроме того, в законодательстве и других нормативно-правовых актах отсутствуют экономические и правовые стимулы, необходимые для кратного увеличения инвестиций в геологическое изучение недр, заявляют в комитете.