Молдавский президент: Молдавия - нейтральное государство, но при этом активно и плодотворно сотрудничает с НАТО
Молдавия, 10 февраля, 2008, 22:52 — ИА Регнум. "Лекала и трафареты, используемые в других конфликтных зонах, абсолютно бесполезны в Молдавии. Молдавия по самой природе не приемлет асимметричных и "обкатанных" решений, это не зона конкуренции, не арена столкновения амбиций, это - территория сотрудничества и компромисса", - заявил 9 февраля 2008 года президент Молдавии
"Сотрудничество, компромисс и диалог всегда требуют большей изобретательности, большего новаторства, чем противостояние и менторские поучения. И тот факт, что на этот значительный шаг новизны оказались способны практически все сопосредники урегулирования приднестровского конфликта, создает важнейшую предпосылку для конструктивной развязки всей этой непростой ситуации", - считает Воронин.
"Молдавия, конечно же, обладает рядом сложно совместимых обликов, идентичностей. Это страна Юго-Восточной Европы, в то же время это восточно-европейская страна, это страна, которую можно отнести и к Балканскому региону, и одновременно к странам Черноморского бассейна. Молдавия - член СНГ и
"Следует признать, что политика евротерапии оказалась для Молдавии самым полезным лекарством. Она консолидировала общество, повысила его иммунитет к любым внешним воздействиям, - считает Воронин. - Достаточно упомянуть, что миссия Европейского союза на приднестровском участке молдавско-украинской границы, солидарные действия Молдавии и Украины принципиально изменили сам контекст урегулирования. За два года приднестровский регион и его экономика практически вошли в русло легальной внешней торговли, а предоставление Молдавии автономных торговых преференций со стороны ЕС позволяет теперь и приднестровскому региону существенно нарастить свой экономический потенциал (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд № 65/66 "Москва - Кишинев". В соответствии с транзитным протоколом Приднестровье может осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она должна быть транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС - прим. ИА REGNUM).
"Мы видим, как на примере Молдавии возникает новая модель урегулирования конфликтов, новый механизм восстановления суверенитета и территориальной целостности, - продолжил Воронин. - Эту модель можно было бы назвать урегулированием через евромодернизацию. Когда политика европейской интеграции совпадает с внутриполитическим выбором, когда демократия и права человека становятся будничным спросом большинства членов общества, когда отношения конфликтующих сторон все больше и больше рассматриваются сквозь призму сотрудничества и взаимного доверия - это уже, согласитесь, серьезное преимущество и безусловный фактор безопасности".
"Республика Молдова - это нейтральное государство. Наш нейтралитет надежно закреплен его Конституцией. В то же время Республика Молдова активно и плодотворно сотрудничает с
"Уже очевидно, что именно в таком формате действий все стороны и сопосредники, участвующие в разрешении конфликта, ощущают себя комфортно. Трудно переоценить тот факт, что и Российская Федерация, и Украина, и Европейский союз, и США исходят из того, что решить приднестровскую проблему можно только на принципах территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Все едины во мнении, что Приднестровье должно обрести надежно гарантированный статус в рамках единой страны. Все больший и больший интерес вызывает не столько нынешнее проблемное положение в Молдавии, которое с каждым днем кажется все более и более преодолимым, сколько та новая обстановка, которая возникнет после объединения. Демократическая страна с либеральным законодательством, страна, получившая асимметричный доступ на рынки Европейского союза, сохранившая зону свободной торговли с СНГ, активно модернизирующая свою правовую систему по общеевропейским лекалам, сохраняющая свое национальное, культурное и языковое разнообразие, - это ли не место для интересных инвестиций в экономику и гуманитарную сферу? Это ли не то новое пространство многостороннего сотрудничества, в котором мы все так заинтересованы? Полагаю, что это так. Более того, я убежден, что у такого подхода не может быть серьезных оппонентов", - заключил Владимир Воронин.