Рабочая группа Минтранса РФ закончила разработку технического задания по проведению сравнительной оценки двух проектов развития транспортного коридора между Каспием и Азово-Черноморским бассейном, сообщает газета "Коммерсантъ - Юг" 8 февраля. Первый - "Евразия" - предполагает строительство нового канала, который пройдет по территории Южного федерального округа. Второй - "Волго-Дон-2" - предусматривает ввод в эксплуатацию второй нитки уже действующего Волго-Донского канала.

Оба проекта имеют самых высоких инициаторов, пишет издание. Идею "Волго-Дон-2" весной 2007 года впервые обнародовал президент РФ Владимир Путин, который предложил создать для его реализации международный консорциум. Как рассказали газете в Южном научном центре Российской академии наук (ЮНЦ РАН), действующий ныне канал "Волго-Дон" начинается в Красноармейском районе Волгоградской области и заканчивается в порту Калач-на-Дону. Его протяженность составляет 101 км, пропускная способность - 16,5 млн тонн грузов в год. Проект "Волго-Дон-2" предусматривает строительство второй артерии параллельно уже существующей, что позволит увеличить их общую пропускную способность до 30 млн тонн грузов в год. Предполагаемый срок реализации проекта - пять - семь лет.

Идею "Волго-Дон-2" поддерживают власти Волгоградской и Астраханской областей, принципиальное согласие на участие в его разработке высказал Азербайджан.

О необходимости строительства другого канала - "Евразия", который соединит Каспий с Азовским морем, а оттуда - с Черным морем, - летом 2007 года заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Как объяснили "Коммерсанту" в ЮНЦ РАН, эта идея не нова. Она возникла еще в 30-е годы: тогда даже прорыли часть маршрута (от Дона до озера Маныч-Гудило) и соорудили три гидроузла, но в 60-е годы стройка была заморожена. Согласно нынешнему проекту, предполагается прорыть канал от побережья Кизлярского залива по территории Калмыкии, Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области до Азовского моря или Таманского полуострова. Его протяженность составит 675 - 850 км. По каналу смогут ходить морские и суда типа "река-море" дедвейтом до 10 тыс. тонн. По прогнозам проектировщиков, ежегодный грузопоток на этом маршруте может составить 45 млн тонн. Срок реализации проекта - от четырех до восьми лет. Проект "Евразия" поддерживают власти Ставропольского края и Калмыкии.

По словам главного ученого секретаря ЮНЦ РАН Сергея Бердникова, в сентябре 2007 года Минтранс РФ сформировал рабочую группу, которая на днях закончила разработку технического задания для проведения сравнительной оценки двух проектов. Документ (подробности которого не раскрываются) будет передан в Совет российско-казахстанского Евро-Азиатского банка развития (ЕАБР), который выделил €3 млн на проведение тендера для определения окончательного варианта, сообщает издание.

Генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов не видит необходимости в строительстве канала "Евразия". "Это же стройка века, сопоставимая по масштабам с Суэцким или Панамским каналами. Обоснованием строительства таких артерий является интенсивный грузообмен между удаленными частями транспортной цепочки, чего в данном случае нет. Разумеется, Казахстан заинтересован в более быстрой и дешевой доставке своего углеродного сырья в Европу. Но это поток в одном направлении, и вряд ли ради этого стоит уничтожать плодородные кубанские и ставропольские черноземы", - убежден эксперт. По его мнению, проект "Волго-Дон-2" выглядит более реалистичным, так как позволит увеличить пропускную способность традиционного маршрута транспортировки каспийской нефти.

Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Александр Чуриков уверен, что в ближайшем будущем не будет реализован ни один из проектов. "Инвестиционная емкость каждого из них составляет порядка €6 - 7 млрд, источником финансирования должен стать федеральный бюджет, но средства из него сейчас активно идут в олимпийский проект. А интерес частного капитала представляется сомнительным из-за слишком больших рисков", - считает эксперт.

Координатор общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" Андрей Рудомаха назвал проект "Евразия" экономической авантюрой, чрезвычайно опасной в экологическом отношении: "Канал намечено проложить через два федеральных заповедника - Ростовский и "Черные земли". В результате ценные природные комплексы будут необратимо нарушены". Проект "Волго-Дон-2", по мнению эксперта, является более реалистичным, однако он может привести к возрастанию индустриальной нагрузки на прикаспийские природные комплексы и увеличить риск загрязнения Азовского моря нефтепродуктами.