В 2009 году в Москве может появиться новый закон о памятниках истории и культуры

Москва, 1 февраля 2008, 22:15 — REGNUM  Концепция проекта нового закона города Москвы "О памятниках истории и культуры в городе Москве" была представлена 1 февраля на депутатских слушаниях в Мосгордуме, организованных комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству под председательством главы этой комиссии Михаила Москвина-Тарханова, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Разработчиками концепции выступили заведующая научно-проектным отделом "Охрана историко-культурного комплекса" ГУП НИИПИ Генплана Москвы Елена Соловьева, руководитель специализированной историко-архитектурной мастерской № 17 "Моспроект-2" Евгения Дутлова, начальник отдела правовой экспертизы Москомнаследия Борис Гавриленкои др.

Необходимость принятия данного закона обосновывается тем, что с 2008 года регионам переданы значительные полномочия в области охраны культурного наследия, что должно быть отражено в региональном законодательстве. Кроме того, действующие на сегодня московские законы не в полной мере отвечают требованиям Градостроительного кодекса, принятого после их создания.

Предваряя обсуждение, Михаил Москвин-Тарханов напомнил о нашумевшем совместном отчете Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) и международной организации SAVE Europe's Heritage, озаглавленном "Московское архитектурное наследие: Точка невозврата", который был представлен общественности в мае 2007 года.

"Европейцы предлагают нам сделать Москву более охраняемым городом, чем другие европейские столицы, они предлагают нам не повторять их ошибки, и у нас есть сейчас для этого возможности, силы, средства, - заявил он. - Мы готовы быть экспериментальной площадкой, не допустить у себя того кошмара, который позволяют себе европейские столицы. Мы должны стать первой столицей, которая покажет пример сохранения культурного наследия".

Существующая в действующем законодательстве на федеральном уровне палитра методов градостроительной защиты культурного наследия недостаточно широка, заметила в ходе обсуждения Елена Соловьева. Это и заставило разработчиков концепции предложить внести в закон понятие "культурный городской ландшафт", которое применяется за рубежом, но на сегодня отсутствует в российских законах. "Мы должны защитить видовые характеристики города - панорамы, визуальные раскрытия памятников", - подчеркнула Соловьева.

Появятся в городском законодательстве и юридически определенные понятия "заповедная зона", "исторический парк", "музей-заповедник", а также более развитое, чем в федеральном законодательстве, понятие "достопримечательное место".

Особенную важность разработчики концепции закона придают раскрытию понятия "регенерация" исторической городской среды, трактовку которого в Федеральном законе № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" они считают недостаточной, и определению в рамках регенерации таких понятий как "компенсационное строительство" и "адаптивное строительство". "Запрещать все это значит не сохранить ничего", - напомнила Елена Соловьева слова покойного Алексея Комеча - ведущего эксперта в области охраны культурного наследия. По ее мнению, только детальная законодательная регламентация позволит обеспечить возможности для ведения хозяйственной деятельности в исторической среде без ущерба для нее.

Елена Соловьева также обратила внимание на поставленную авторами концепции задачу определить понятие "территория памятника" во избежание отождествления ее с территорией землеотвода. На практике в состав территории памятника могут входить несколько земельных владений, для которых устанавливается общий режим, пояснила она.

"То, что мы считаем Москвой, представляет собой сложившуюся застройку преимущественно в границах Камер-Коллежского вала, поэтому то, что составляет ее неповторимый облик, должно быть сохранено всеми способами защиты", - заявила Евгения Дутлова. В связи с этим она подчеркнула значимость введения наряду с привычным понятием "памятник" (объект культурного наследия) понятия "ценный объект городской среды", которое будет распространено на здания, не имеющие статуса памятников архитектуры, визуальный облик которых, тем не менее, важен с точки зрения сохранения визуальных характеристик исторической городской среды.

Разработчики концепции закона отмечают также, что в ее составе появляется целая глава, посвященная с обеспечением прав граждан в области охраны, использования и популяризации памятников истории и культуры, включая права, связанные не только с пользованием недвижимым культурным наследием, но и с обеспечением его доступности для граждан, а также с организацией взаимодействия между органами власти и обществом в деле охраны наследия.

Резюмируя обсуждение, Михаил Москвин-Тарханов сообщил, что планируется опубликовать концепцию закона в газете правительства Москвы "Тверская,13" с тем, чтобы инициировать ее общественное обсуждение в течение трех месяцев, после чего собранные комментарии, замечания и предложения будут проанализированы, обобщены и представлены на рассмотрение комиссии по перспективному развитию и градостроительству. За этим последует разработка собственно текста законопроекта, который планируется дважды рассмотреть на заседании той же комиссии, а также представить на Комиссии по культуре и массовым коммуникациям и лишь после всех обсуждений внести его для принятия в Мосгордуму от имени фрацкии "Единая Россия". Все эти этапы должны быть пройдены в 2008 году, а принятие закона ожидается в середине 2009-го. "Таким образом, - подчеркнул Москвин-Тарханов, - к 2010 году, когда заканчивается действие переходных положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия" Москва подойдет с готовым городским законодательством".

Как предполагается, наряду с принятием собственно городского закона Московская городская дума высутупит с законодательными инициативами, касающимися внесения изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия" и в Градостроительный кодекс РФ.

"Пока все это - только намерения, - отметил, комментируя ИА REGNUM известный эксперт в области истории архитектуры и градостроительства, завкафедрой реставрации Московского архитектурного института Алексей Щенков, принявший участие в слушаниях. - Однако это намерения, безусловно, позитивные. Сейчас необходимо развивать законодательство субъектов Федерации, касающееся охраны культурного наследия".

По мнению Алексея Щенкова, главным направлением работы над концепцией должна стать инструментализация закона для максимально удобного и эффективного его применения, в том числе определение того, какие положения должны войти непосредственно в сам закон, а какие - в различные подзаконные акты, которые должны быть изданы в связи с принятием закона. "Федеральный закон проваливается во многом потому, что не разработаны подзаконные акты", - предупредил он, имея в виду Закон "Об объектах культурного наследия".

Как важный недостаток концепции, подлежащий исправлению, эксперт также отметил то, что в ней не акцентированы вопросы правоприменения - возможные санкции в отношении нарушителей и льготы для добросовестных исполнителей закона. Подобный недостаток Федерального закона "Об объектах культурного наследия" стал одной из причин его слабого применения, заметил Щенков.

Что касается трактовки понятия "регенерация", включая определение допустимости компенсационной и новой адаптивной застройки в исторической городской среде, то "это вопрос болезненный и опасный, поэтому надо тщательно прописать в законе предмет охраны не только самого объекта, но и шире - ансамбля и целых фрагментов городского ландшафта", - подчеркнул он.

"Если удастся в московском законе добиться более жесткого системного контроля, чем это сейчас предусмотрено федеральным Градостроительным кодексом, это будет очень хорошо", - заключил Алексей Щенков.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.