Эстония должна принести извинения за Тартуский мир
Таллин, 31 января, 2008, 12:19 — ИА Регнум. «Действия Эстонии на государственном уровне в 1920 году должны быть осуждены в самой Эстонии и от ее лица принесены извинения потомкам тех людей, которые погибли в 1919—1920 годах по вине эстонского правительства», — так в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал приближающуюся годовщину Тартуского (Юрьевского) мира эксперт по вопросам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко. По его словам, то, что Пятс, Лайдонер и прочие государственные деятели периода первой независимости Эстонии сделали с остатками армии Юденича, можно приравнять к сознательному геноциду против русской добровольческой армии. «Вчерашние союзники по борьбе с большевиками — эстонцы не только кинули и продали Северо-Западную армию за возможность наживы на большевиках, но и использовали оставшихся в живых в качестве подневольной рабочей силы» — отмечает Артеменко. При этом, по словам эксперта, в современной эстонской историографии эта трагическая страница Эстонии целенаправленно замалчивается «государственными историками» и делается вид, что основную тяжесть борьбы на своих плечах вынесла эстонская армия.
«Таким образом, государственные деятели Эстонии совершили двойное предательство: в 1920 году — цинично кинув Белых, и в наше время — делая вид, что ничего об этом не знают, и не хотят знать», — заявил Артеменко. По его мнению, инициатива «государственного историка» Марта Лаара о стирании этого «белого пятна» истории Эстонии и заказанная им поминальная служба по чинам Белого движения погибшим по вине эстонцев в 1920 году заслуживает всяческой похвалы. «Со стороны России необходимо поддержать эту инициативу. Наш долг помочь и эстонскому и российскому обществу узнать побольше об этих трагических событиях в истории двух народов», — считает эксперт.
По словам Артеменко, наверное, не имеет смысла говорить о выдвижении финансовых претензий за геноцид армии Юденича нынешнему эстонскому правительству, «главное, что бы они осознали вину за эти события и принесли искренние извинения потомкам тех россиян, которые погибли от голода, холода, тифа в Принаровье и после Тартуского мира на каторжных работах в Эстонии». Хотя при этом эксперт отметил, что не исключает подачу частных исков от лица родственников беженцев и белогвардейцев погибших по вине Эстонии в те годы.
Напомним, что 2 февраля 1920 года Эстония и РСФСР подписали мирный договор в городе Юрьев. Согласно этому договору Эстония признавалась независимой, Белая Северо-Западная армия Юденича интернировалась, а РСФСР выплачивала контрибуцию Эстонии в размере 15 миллионов рублей золотом, передавала Эстонии лесную концессию и уступала территорию в Псковской и Петроградской губерниях. Этот договор был первым международным договором, признававшим Советскую Россию.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, после кровопролитных боев против Красной армии в 1918—1919 годах, после гибели тысячи «северо-западников» от тифа в концентрационных лагерях на территории, провозглашенной Эстонской Республикой, в феврале 1920 года в Эстонии насчитывалось до 2 тысяч солдат и офицеров Белой армии, а также до 3−4 тысяч членов их семей, не считая беженцев Первой мировой войны и гражданской войны. Сразу после Юрьевского (Тартуского) договора на добровольной основе в Советскую Россию были переправлены эстонскими властями около сотни военнослужащих. В двадцатые годы несколько сотен «северо-западников» эмигрировали в Западную Европу. Вопреки утверждениям некоторых историков, «северо-западники» в большинстве своем не получили эстонское гражданство, и эстонские власти часто «давили» на бывших белогвардейцев тем, что могут в случае нелояльного поведения выслать их насильно в Советскую Россию, что означало фактическое убийство. Многие бывшие офицеры смогли в годы первой эстонской республики проявить свои лучшие качества, занимались предпринимательством и развитием экономики Эстонии, не забывая поддерживать русскую культуру и православие. Большинство из них были расстреляны после вступления Эстонии в СССР в 1940—1941 годах, лишь незначительная часть была депортирована.