Народный защитник Созар Субари призвал МВД и Генпрокуратуру Грузии эффективно реагировать на факты физического давления и пыток, оказываемых на граждан сотрудниками этих структур, и ввести борьбу против пыток в ранг приоритетных задач, передает корреспондент ИА REGNUM. "К сожалению, МВД и прокуратура зачастую невнимательно относятся к расследованию дел, касающихся пыток. Несмотря на то, что было сделано много заявлений, борьба против пыток не стала для государства приоритетом. Это видно по тем многочисленным делам, которые либо не расследуются соответствующим образом, либо квалифицируются по гораздо более мягким статьям. Кроме того, в отношении жертв, членов их семей и свидетелей осуществляются давление и угрозы с требованием прекратить жаловаться", - говорится в распространенном 29 января заявлении омбудсмена. "Пытка является одним из тяжелейших преступлений, и невнимательность в отношении борьбы с этим преступлением означает, что государство не ведет правильной политики против пыток", - отмечается в заявлении.

В заявлении приводится один из фактов пыток - именно так Народный защитник квалифицировал действия трех сотрудников отделения внутренних дел района Они (Западная Грузия) в отношении жителя этого района Левана Маисурадзе, предпринятые 6 октября 2007 года. "6 октября 2007 года, около 10 часов вечера Леван Маисурадзе, который возвращался вместе с Гочей и Звиадом Кистаури на машине марки "Нива" из города Они в село Кведа, был остановлен заместителем начальника районного отделения внутренних дел Они Акакием Маисурадзе и двумя сотрудниками этого отделения, вооруженными автоматами. Они вытащили из машины Левана Маисурадзе и жестоко его избили. В конце один из полицейских ногой поднял задержанного и ударил головой об землю. Очевидцам данного факта - отцу и сыну Кистаури, полицейские, угрожая оружием, приказали выйти из машины и лечь на землю. По завершении расправы полицейские сели в машину и уехали в направлении Они. Отец и сын Кистаури подобрали находившегося в бессознательном состоянии Левана Маисурадзе и перевезли его в дом его брата в семье Кведа Онского района.

По заключению экспертизы, у пострадавшего была зафиксирована закрытая черепная травма, сотрясение мозга, ушибы мягких тканей в области лица и грудной клетки. Эксперт установил, что повреждения носят не очень тяжелый характер. Между тем, здоровье Левана Маисурадзе было подорвано надолго - ему более месяца пришлось проходить амбулаторное лечение в Тбилисской поликлинике №1", - повествуется в заявлении. "Примечательно то, что за час до инцидента Акаки Маисурадзе и двое его сотрудников, вооруженные автоматами, ворвались в дом брата Левана Маисурадзе - Джемала Маисурадзе. Семья в тот день отмечала 40 дней со дня смерти отца братьев Маисурадзе, и в доме было много соседей и родственников. По словам очевидцев, полицейские, находившиеся в нетрезвом состоянии, ругались в адрес Левана Маисурадзе и угрожали его убить. Наряду с этим они нанесли физическое оскорбление одному из находившихся в доме гостей", - отмечается в заявлении.

Согласно информации Народного защитника, 7 октября 2007 года по вышеупомянутым фактам в отделении внутренних дел Они было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 118-й УК Грузии - "умышленное относительно менее тяжкое нанесение вреда здоровью", что карается сроком лишения свободы до 3 лет. Затем факт был переквалифицирован по части 3 той же статьи - то же преступление, совершенное в групповом порядке, что подразумевает осуждение на срок до 5 лет. Между тем, омбудсмен считает, что статья, по которой возбуждено уголовное дело, не отражает всех совершенных полицейскими преступлений и их тяжести. По его мнению, действия представителей правоохранительных органов в отношении Левана Майсурадзе следует квалифицировать по пункту 5 части 2 статьи 144 УК - как пытку, что в групповом исполнении чревато от 9 до 15 годами лишения свободы, а также лишением права занимать должности на протяжении 5 лет. Народный защитник также отметил, что следствие оставило без реагирования хулиганство в доме Джемала Майсурадзе, которое, с учетом его характера, должно быть наказано лишением свободы на срок от 4 до 7 лет, а также то, что полицейские вошли в дом хозяина против его воли - а это наказывается штрафом либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет и лишением права занимать должность на протяжении 3 лет.

По мнению омбудсмена, квалификация действий полицейских из Они по более мягкой статье следователем Звиадом Шаламберидзе и прокурором Звиадом Чхиквадзе содержит признаки должностного преступления. С учетом всего изложенного Созар Субари рекомендовал изучить дело первому заместителю Генпрокурора, начальнику следственной части Гиоргию Лацабидзе лично.