Рейтинг экономической свободы: самая бедная страна Европы свободнее России?
Абхазия, 15 января, 2008, 19:30 — ИА Регнум. Американский исследовательский центр Heritage Foundation и газета Wall Street Journal опубликовали рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Из стран бывшего СССР самую высокую позицию в рейтинге (12 место, 77,8% в рейтинге экономической свободы) заняла Эстония. Как полагают авторы рейтинга, эта страна демонстрирует высокие показатели в сфере свободы инвестиций, финансовой свободы, прав собственности, свободы бизнеса и свободы от коррупции. При этом, отмечается в докладе, Эстония могла бы достичь большего с точки зрения сокращения численности органов управления и свободы в трудовых отношениях. Литва занимает в рейтинге 26 место (70,8%) среди всех стран рейтинга и 13 место из 41 европейской страны. Ее показатели выше, чем средний по Европе. Среди преимуществ Литвы - свобода ведения бизнеса, торговли, свобода в инвестиционной сфере и финансах. Зарубежные инвестиции подпадают под те же правила, что и национальные. При этом в комментариях к рейтингу отмечается высокая налоговая свобода в Литве.
В число стран в категории "в основном экономически свободных", помимо Эстонии и Литвы из бывших союзных республик вошла Армения, занявшая 28 место (70,3%). Она улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом, улучшив законодательство в сфере инвестиций, однако за подотчетный период было зафиксировано ухудшение ситуации со свободой трудовых отношений. Среди 41 европейской страны Армения занимает 15 место и демонстрирует показатели выше среднего по Европе в целом, что показательно для "бедной страны, не имеющей выходов к морю", отмечают авторы исследования. По их мнению, Армении предстоит усовершенствовать законодательство в вопросах прав собственности и борьбы с коррупцией. Еще одним недостатком Армении авторы рейтинга считают слабость судебной системы и подверженность политическому влиянию.
В число умеренно свободных стран с экономической точки зрения на пост-советском пространстве вошли Грузия (32 место, уровень экономической свободы - 69,2%), Латвия (38 место, уровень экономической свободы - 68,3%), Киргизия (70 место, уровень экономической свободы - 61,1%), Казахстан (76 место, уровень экономической свободы - 60,5%). Создатели рейтинга отмечают успехи Грузии в сфере свободы ведения бизнеса, налогообложения, численности органов управления, инвестиций. В настоящее время лишь две категории экономических свобод не дотягивают до среднемирового уровня - регулирование прав собственности и уровень коррупции. Латвия в большинстве категорий демонстрирует высокие показатели, ее основными проблемами в экономике являются численность чиновничьего аппарата, высокие государственные расходы и монетарная политика. В Киргизии американские экономисты отмечают высокий уровень свободы в сфере торговли, налогообложения, трудовых отношений, однако показатели страны в защите прав собственности и свободе от коррупции, обусловленные отсутствием верховенства закона, невысоки. Показатели Казахстана - выше среднего уровня по азиатско-тихоокеанскому региону, но при этом страна демонстрирует плохую динамику в сфере свободы инвестиций, прав собственности и свободы от коррупции. Зарубежные инвестиции в казахскую экономику практически во всех секторах наталкиваются на барьеры и некомпетентность чиновничества. При этом государство активно потворствует национальному бизнесу, а отсутствие верховенства закона способствует процветанию коррупции и не защищает прав собственности.
В следующую категорию "в основном экономически не свободных стран" вошли Молдавия (89 место, 58,4%), Азербайджан (107 место, 55,3%), Таджикистан (114 место, 54,5%), Узбекистан (130 место, 52,3%) и Украина 133 (51,1%). Молдавия, будучи самой бедной страной Европы, получила оценку свободы торговли, ведения бизнеса, трудовых отношений, налогообложения и прав собственности выше среднемирового уровня. Но при этом страна отличается слабой монетарной политикой, плохой защитой инвестиций и высоким уровнем коррупции. Высокая инфляция, жесткое регулирование зарубежных инвестиций почти во всех секторах и слабые общественные институты перечислены авторами рейтинга среди недостатков молдавской экономики. Единственным сильным местом Азербайджана является невысокая численность госаппарата. Находящаяся в переходном положении экономика Азербайджана характеризуется более низким, чем в других странах, уровнем свободы в сфере торговли, инвестиций, прав собственности и более высоким уровнем коррупции.
Отличительной особенностью таджикской экономики является жесткое и противоречивое законодательство, а также не благоприятное для бизнеса регулирование государства. Кроме того, Таджикистан входит в двадцатку самых коррумпированных стран мира. Узбекской экономике мешает развиваться "катастрофическая инфляция". Иностранные инвестиции приветствуются на официальном уровне, но им мешают чрезмерная бюрократизация и политическое давление. Суды подвержены политическому вмешательству, а коррупция пронизала все уровни государственного аппарата. На Украине при относительно нормальном развитии в сфере торговли и налогообложения наблюдаются проблемы в сфере свободы предпринимательства, объемах чиновничьего аппарата, свободы денежных отношений, инвестиций, защиты прав собственности и свободы от коррупции. Инфляция высока, а расходы госбюджета равны почти двум пятым от ВНП. Угрозой иностранным инвестициям служат высокая коррупция и многочисленные правила. Коррупция также является основной проблемой в судебной системе и в госаппарате.
Россия, Белоруссия и Туркмения попали в рейтинге в группу стран с "подавляемыми экономическими свободами". Россия заняла 134 место (49,9%), Белоруссия - 150 (44,7%), а Туркмения - 152 (43,4%) в списке из 157 позиций. Белоруссия отличилась лишь в сфере налогообложения, благодаря умеренным налогам и сборам. Основной чертой ее экономики является государственное регулирование. В Туркмении относительно хорошие показатели в сфере налогообложения, размера чиновничьего госаппарата и свободы торговли, однако показатели свободы предпринимательства, инвестиций, прав собственности и т.д чрезвычайно низки. Судебная система контролируется государством, коррупция всепроникающа, большинство операций на финансовом рынке контролируется государством.