14 января в Центральном Доме актера в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная имущественному конфликту, возникшему вокруг здания ЦДА (Старый Арбат, д. 35). В мероприятии приняли участие известные актеры, режиссеры, театральные критики, представители органов власти и СМИ, передает корреспондент ИА REGNUM.

Помещение Дома актёра ВТО построено на улице Горького и сдано в эксплуатацию в 1936 году. 14 февраля 1937 года торжественным вечером, посвященным 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина, начал свою работу Дом актёра. 14 февраля 1990 году пожар уничтожил здание и имущество Дома актёра и СТД РФ на Тверской. 27 июня 1996 года по Указу президента РФ №1327, Госкомимущество передало здание на Старом Арбате Дому актёра в безвозмездное пользование до 1 июля 2045 года. Площадь здания - 15 872,6 кв.м. Площадь земельного участка под ним - 3 460 кв.м.

В соответствии с договором Госкомимущества РФ обязуется не чинить препятствий пользователю в использовании помещения под размещение в ЦДА творческих организаций, осуществлении совместной с третьими лицами деятельности по реализации программ поддержания и развития театрального и иных видов искусства, проведении культурных мероприятий, удовлетворения социальных потребностей и организации досуга творческой интеллигенции. Но, как сообщила на пресс-конференции директор ЦДА Маргарита Эскина, 28 декабря 2007 года в ЦДА из Россвязьохранкультуры РФ поступило письмо о том, что распоряжением Росимущества РФ № 2740-р от 26 июля 2007 года Россвязьохранкультуре предоставлено право оперативного управления зданием Центрального Дома актёра, и о том, что это право якобы вступило в законную силу 20 декабря 2007 года. Указанным распоряжением Россвязьохранкультура определена балансодержателем здания ЦДА. На основании изложенного Россвязьохранкультура требует передать здание ему. В подтверждение своих требований Россвязьохранкультура представила копию Свидетельства о государственной регистрации права (серия 77 АЖ № 40126). Все эти документы изданы и изготовлены вопреки и в нарушение действующего договора Центрального Дома актёра с Росимуществом РФ, уверено руководство ЦДА.

"Мы просим, а вернее требуем, только одного: давайте жить по закону и дайте жить по закону культуре, - подчеркнула Эскина. - В 1990 году после долгих выступлений за приобретение дома взамен сгоревшего или подожженного дома на Тверской, благодаря только одному человеку - тогдашнему министру культуры СССР Николаю Губенко, мы получили этот дом, Арбат, д. 35. Позже за основании указа Президента здание было передано Дому актера, и заключен договор о безвозмездном пользовании до 2045 года, в этом договоре оговорены все стороны нашей жизни, в том числе разрешения на аренду, если мы сдаем площади не более чем на 5 лет. Что мы и делаем".

"Мы хорошо видим, как сейчас развивается спорт, и понимаем стремление власти - помочь народу стать сильным. Но даже богатый и сильный народ ничто, если не будет сохранена наша культура, то есть - нравственность и мораль. Если мы не можем направить усилия на то, чтобы дать что-то культуре, давайте хотя бы не разрушать то, что есть. Не трогайте Дом актера, не трогайте культуру", - заключила Эскина.

Участники конференции - известные актеры и режиссеры - высказывались в поддержку общей позиции: защитить право театральной общественности на здание ЦДА. Председатель президиума конференции, народный артист СССР Владимир Этуш напомнил, как много значит Центральный дом актера для истории советского и российского театра, а также отметил, что в ЦДА формировались многие популярные и заслуженные театры: Сергея Женовача, Петра Фоменко, Александра Калягина и так далее. Важен дом и для молодых актеров, студентов театральных вузов столицы. "Я и мои товарищи решительно настроены отстаивать свое право на этот Дом", - подчеркнул Этуш.

Народный артист СССР Владимир Зельдин в свою очередь подчеркнул, что ЦДА оказывает немалую поддержку ветеранам сцены, пенсионерам: в здании на Старом Арбате проводятся творческие вечера, встречи и другие мероприятия. "В этом доме мы встречаем нежность, теплоту, внимание, доброе слово, - заключил Зельдин. - Меня удивляет, что Дом актера, место, где идет налаженная работа, вдруг лишают нормальных условий для жизни. Неужели в Москве нет другого места? От имени ветеранов хочу сказать: как мы не отдали Москву во время войны, так и этот Дом мы не отдадим".

Театральный критик Борис Поюровский высказал поддержанную многими участниками точку зрения, согласн которой в 1990 году Дом актера на Тверской был подожжен: по его словам, при разборе сгоревшего здания были найдены две канистры, предположительно, из-под горючей жидкости. "Здание фактически уничтожили и заняли место под строительство так называемой Галереи "Актер", - напомнил Поюровский. Теперь же производятся попытки изъять и здание на Арбате, полученное взамен утраченного. "Это был бы большой грех перед нашей культурой, перед театральным сообществом, перед всеми миллионами людей, которые присылают телеграммы в поддержку Дома актера", - подчеркнул Поюровский. В подтверждение он зачитал только одно из полученных писем: от представителей театральной общественности Грузии, в котором отмечается, что уничтожение Дома актера - это разрушение культурного пространства России, СНГ и Балтии.

На конференции выступили другие известные, заслуженные деятели российского театра и кино: Олег Табаков, Петр Фоменко, Николай Губенко, Эльдар Рязанов, Юрий Соломин, Валентина Талызина, Аркадий Арканов и другие. Высказывались различные предложения: от митинга у Белого Дома и бойкота президентских выборов, если просьба обратить внимание на конфликт не будет услышана властью, до обращения в Страсбургский суд и другие международные инстанции. Овацией было встречено выступление режиссера Петра Фоменко: он выразил мнение, что ситуация вокруг ЦДА в очередной раз вынуждает общество вступать в борьбу с властями, и сообщил о решимости отказаться от всех государственных званий, в случае, если здание на Старом Арбате будет отнято у театрального сообщества.

Участники с негодованием отмечали, что на мероприятие не явились представители ни Россвязьохранкультуры (главного оппонента), на Федерального агентства по культуре и кинематографии. Но на конференции выступил представитель власти: советник министра по культуре РФ Игорь Богданов. По его словам, проблема заключается в следующем: пока Россвязьохранкультура находилась в ведении Министерства культуры, никаких поползновений в сторону ЦДА не предпринималось, так как министр культуры Александр Соколов, по словам Богданова, возражал и возражает против изъятия здания и передачи его какому-либо стороннему ведомству. Но теперь Россвязьохранкультура находится в прямом подчинении премьер-министра. "Министр Соколов прикладывает усилия, чтобы решит эту ситуацию, и все, что зависит от министрества - и походы к премьер-министру, и переговоры в Росимуществе, все делается, - заверил Богданов. - К сожалению, господин Боярсков, с которым мы неоднократно беседовали, делает глупость неимоверную... Я не понимаю, зачем так позорить себя перед всеми людьми России. У Росимущества в Москве десятки тысяч квадратных метров площадей, а им понадобились эти крохи".

Представители театральной общественности направили открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором обрисовали ситуацию, сложившуюся вокруг ЦДА, и высказали просьбу защитить здание ЦДА от посягательств, которые, по их мнению, являются ни чем иным, как "захватом лакомого куска недвижимости в центре Москвы" и "безответственной попыткой взорвать общественное мнение, спровоцировать его против действующей власти, Президента и правительства".