"Основная задача при принятии республиканского бюджета состояла в уменьшении его дефицита", - заявил 28 декабря 2007 года на пресс-конференции по итогам работы фракции "Обновление" Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики (ВС ПМР) председатель парламентского комитета по экономической политике, бюджету и финансам Михаил Бурла, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Бурла особо подчеркнул, что уменьшение дефицита бюджета - это не самоцель: "Можно создать бездефицитный бюджет на основе очень низкого уровня доходов и таких же низких расходов. Сущность уменьшения дефицита состоит с том, чтобы уменьшить его за счет увеличения доходов и оптимизации расходов. Это для нас является очень принципиальным".

Председатель комитета подробно остановился на принципах, которых придерживается фракция при осуществлении социальной политики. Среди главных направлений он выделил налоговую: "Налоговая политика должна максимально позволять выполнять те обязательства, которые предписаны соответствующими законодательными актами. Для этого, бесспорно, нужна эффективная экономика. Поэтому надо максимально стимулировать функцию повышения эффективности деятельности экономических субъектов. Есть стандартный набор налоговых ставок, но при их применении мы не всегда можем достигнуть необходимого поступления в бюджеты всех уровней для достижения государственных функций в области социальной политики. Поэтому в последнее время в рамках фракции и Общественного экспертно-аналитического совета в области экономической политики рассматриваются альтернативные подходы к налогообложению" (в мае 2007 года Верховный совет Приднестровья принял постановление о создании общественного экспертно-аналитического совета по экономике в целях совершенствования законодательства в области экономики, объединения усилий представителей всех ветвей власти, задачей органа стало рассмотрение концепций налоговой и бюджетной политики, ряда экономических законов и выработка рекомендаций - прим. ИА REGNUM).

"В сентябре этого года при рассмотрении основных направлений единой денежно-кредитной политики Приднестровья на будущий год мы приняли так называемый повышающий коэффициент к налогу на доходы в размере 0,9%. Смысл его принятия состоял в том, чтобы обеспечить стабильные поступления в Государственный пенсионный фонд (ГПФ) и сделать его бездефицитным. Однако последующий анализ показал, что применение этого коэффициента для некоторых предприятий, в особенности, работающих на давальческом сырье (сырье, вывозимом в другую страну с целью переработки и последующего вывоза готовой продукции в страну владельца сырья - ИА REGNUM), может привести к определенным негативным последствиям. Поэтому совместно с Союзом промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья (СПАПП) был предложен альтернативный механизм, сущность которого - расширение объемов производства и реализации продукции, рост фонда оплаты труда и заработной платы. Предприятиям это выгодно, потому что тем самым они удерживают своих сотрудников на местах, ограничивается эмиграция из Приднестровья, а ГПФ обеспечивается теми же поступлениями. Плюс ко всему дополнительные денежные средства поступят в два внебюджетных фонда - Фонд обязательного социального страхования и Фонд содействия занятости населения, а в силу того, что повышается заработная плата каждому работнику, увеличиваются поступления бюджет в виде подоходного налога".

При помощи налоговых инструментов решить абсолютно все проблемы, связанные с бюджетом, нельзя, считает Бурла. "Нам необходимо исходить из того, что наряду с оптимизацией налогообложения, надо идти по пути максимального снятия ограничений, которые в настоящий момент существуют при ведении предпринимательства. Одно из них - оптимизация работы транспортных средства, в частности, Приднестровской железной дороги. Другое - это оптимизация работы таможенных органов. Речь идет о представлении более либерального режима для экономических агентов, который способствовал бы сокращению транзакционных издержек, связанных с ведением бизнеса. Еще одно направление - оптимизация системы управления, суть которой в том, чтобы не увеличивать штаты. Если на первоначальном этапе создания республики формирование министерств и ведомств было оправданно, то на сегодняшний день мы достигли абсолютно достаточного уровня. Теперь надо идти по пути улучшения качества управления", - сказал он.

Говоря об итогах законотворческой деятельности, Михаил Бурла также выделил изменение отношений собственности: "Во все времена отношения собственности являлись базисными, и всегда при их изменении возникает множество споров, различных точек зрения и механизмов. В этом году Верховный совет принял целый ряд поправок в законодательство, касающееся разгосударствления и приватизации. Основная цель направлена на максимально эффективное использование той собственности, которая имеется. Поправками также исключалась возможность нерационального использования приватизированной собственности и реализации тех объектов, которые только находятся в стадии приватизации. Изменениями в базовый закон была введена обязательная процедура проверки исполнения инвестиционных обязательств. При необходимости, орган, контролирующий исполнение договора купли-продажи, должен принять необходимые меры (в этом году за невыполнение инвестиционных обязательств в Арбитражный суд Приднестровья поступило несколько исков). Буквально на последнем заседании мы утвердили перечень объектов малой приватизации, тем самым усилив контроль за данным процессом. Эффект будет положительным, потому что будут исключаться какие-либо действия, которые могут нанести ущерб государственным интересам".