"Мы в развитии видим, как Молдавия нарушает подписанный в 1997 году меморандум и все остальные договоренности (это около 80 документов), старается вывести приднестровскую сторону из переговорного процесса как равноправную сторону, убрать российское влияние и присутствие. Практически с 2002 года приостановлен переговорный процесс", - сказал 27 декабря 2007 года на итоговой пресс-конференции для журналистов президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов.

Экономическая блокада Молдавии с помощью официального Киева, который оказался втянут в эту ситуацию, продолжается, отметил он: "Приднестровье по-прежнему несет убытки. Для сравнения: стоимость каждой тонны продукции Молдавского металлургического завода из-за необходимости следовать через север Молдовы увеличивается на $18. Это как считать? Оброк мы платим?" (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Приднестровье настаивает на подписании транзитного протокола, цель которого заключается в разрешении таможенно-пограничного кризиса в Приднестровье, вызванного введением новых таможенным правил на молдавско-украинской границе - прим. ИА REGNUM).

По мнению президента, руководство Киева, "несмотря на события, которые там происходят, начинает понимать, что за счет исторических и юридических претензий Молдовы на Приднестровскую Молдавскую Республику убытки терпят Россия и Украина, но не Молдова". "Встречи и контакты, которые сейчас происходят, не дают эффекта в переговорном процессе по одной причине - Молдова недоговороспособная. Она односторонне прекратила переговоры и пытается действовать своими методами. Президент Воронин говорит о представлении Приднестровью каких-то предложений в виде интервью в "Новой газете" и "Комсомольской правде" в Молдове", - сказал он.

Напомним, в интервью "Комсомольской правде в Молдове", опубликованном 4 октября 2007 года, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По его словам, речь, в частности, может идти об устранении пограничных полицейских постов вдоль реки Днестр, максимальном сокращении совместных миротворческих постов, решении общих задач инфраструктурного характера. Так, по мнению Воронина, "настоящим прорывом" стало бы восстановление единства железной дороги. Молдавский лидер также заявил о возможности сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, создания общего телевидения и поэтапной аккредитации Приднестровского госуниверситета Министерством просвещения Молдавии. Кроме того, Владимир Воронин не исключил возможности снятия всех взаимных ограничений на перемещения официальных лиц Кишинева и Тирасполя. В интервью, опубликованном 10 октября в газете "Известия в Молдове", президент Молдавии предложил официальному Тирасполю строить единые вооруженные силы.

Смирнов подчеркнул, что никакого плана урегулирования молдавско-приднестровской проблемы нет: "Есть только закон, который приняла Молдова и по которому следует, что Приднестровья вообще не существует в мире. (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Воронин опять заговорил о необходимости замены миротворческого формата, не говоря о том, почему это надо делать. За эти годы никто не погиб и не было никаких прецедентов... Не мы уничтожали комиссии, которые были созданы и достигли каких-либо договоренностей, но пока Молдова не возьмет на себя выполнение ранее подписанных обязательств, переговорного процесса не будет. Потому что для нас неприемлема позиция Молдовы, в основном это попытка увязать процессы урегулирования со своим внутренним законодательством. Не может быть и речи о работе над каким-либо проектом, основанным на действующей конституции и унитарном законодательстве РМ. Кстати, это признает ОБСЕ и иные международные организации, только очень мягко. Почему? Может быть, потому что всем очень хочется понизить влияние России. А вот нам не хочется. Наша позиция остается прежней: мы готовы к политическому диалогу, но только на равноправных условиях. Мы также убеждены, что выработка устойчивой формулы урегулирования возможна на основе современного международного опыта, но с безусловным учетом воли народа Приднестровья, высказанном на референдуме 17 сентября 2006 года" (на референдуме 17 сентября 2006 года большинство избирателей Приднестровья высказались за независимость и последующее свободное присоединение ПМР к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM).

"Мы неоднократно обращали внимание посредников и наблюдателей, что в сегодняшних условиях давления на одну из сторон переговорный процесс вестись не может. Необходима скорейшая отмена экономических ограничений и обеспечение беспрепятственной внешнеэкономической деятельности субъектов Приднестровья на основе московского Меморандума 1997 года", - резюмировал президент. Смирнов также выразил благодарность российским миротворцам за то, что более 15 лет они сохраняют мир не только на земле Приднестровья, но и Молдавии.