В 2012 году на территории России вводится система вызова экстренных и оперативных служб через единый телефонный номер 112. Решение об утверждении концепции создания этой системы принято сегодня, 27 декабря, на заседании правительства РФ, передает корреспондент ИА REGNUM.

Основными разработчиками концепции являются Министерство информационных технологий и связи РФ и МЧС России. Как сообщил журналистам после заседания глава Минсвязи Леонид Рейман, при составлении данной системы был взят за основу опыт европейских стран по созданию единого телефонного номера, по которому человек может получить поддержку в любой ситуации. Он сообщил, что система была согласована со всеми заинтересованными ведомствами, а также региональными властями. Новая служба будет основываться на базе единых дежурно-диспетчерских служб, которые есть в субъектах Федерации.

Ближайшей задачей Рейман назвал проведение технической модернизации диспетчерских служб, а также проведение ряда организационных мероприятий, которые к концу 2008 года позволят запустить проект.

По словам Реймана, система будет состоять в следующем: оператор получает вызов от пострадавшего и в зависимости от ситуации передает запрос другим операторам конкретных служб - милиции, пожарной охране, "скорой помощи". Оператор единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) имеет возможность отслеживать, как оперативно реагируют на поступивший вызов диспетчеры служб. Рейман добавил, что в крайних случаях сотрудник ЕДДС может перехватить на себя какие-то функции, в таком случае диспетчер становится штабом устранения чрезвычайной ситуации.

По словам Реймана, введение новой службы "112" позволит, по самым скромным оценкам, сократить время реагирования на чрезвычайную ситуацию в два раза - с 60 до 30 мин.

Кроме того, позвонить на 112 можно будет с любого телефона - как стационарного, так и мобильного. Абонент сотовой связи сможет дозвониться в экстренную службу даже если на счету нет денег, отметил Рейман. По его словам, из любой части РФ человек, попавший в трудную ситуацию, сможет позвонить по одному номеру и его соединят с той службой, которая должна решить его проблемы на данной территории. Предполагается, что диспетчеры ЕДДС будут оказывать помощь людям, говорящим на разных языках. Планируется, что в штате ЕДДС будет психолог, который даст пострадавшему необходимую консультацию до приезда экстренных служб.

Рейман сообщил, что к концу 2008 года предполагается завершить работу по созданию правовой базы, регламентирующей деятельность службы, и уже к концу следующего года запускаются два пилотных проекта в двух регионах России, где будут принимать звонки от граждан по номеру 112. Соответствующие подготовительные работы ведутся в Санкт-Петербурге, в Москве, Тверской и Курганской областях, сообщил министр. Окончательное решение по отбору регионов будет принято в начале следующего года.

Планируется, что в 2009 году 24 региона России перейдут на новую систему в 2010 - 44, в 2011 - 66, а уже в 2012 году вся территория России будет охвачена ЕДДС.

Самое главное, заявил Рейман, что новый метод вызова экстренных служб поможет сохранить жизни более 15 тыс. человек.

По словам министра, планируется три источника финансирования по переводу системы. Из федерального и регионального бюджетов будет выделено порядка 40 млрд рублей, причем федеральный центр будет вести финансирование за счет двух целевых программ "Электронная Россия" и "Снижение рисков". Внебюджетные средства - 15 млрд - выделят телекоммуникационные компании.

Как сообщил Рейман, к традиционным четырем экстренным службам добавится также служба антитеррора, куда будет можно дозвониться по единому номеру. По словам Реймана, это связано с тем, что в последнее время существенно выросла угроза терактов. Министр подчеркнул, что параллельно с введением нового номера будут работать и традиционные номера 01, 02, 03, 04. Рейман подчеркнул, что на информационное обеспечение перехода на новую систему выделят значительные средства.