25 декабря в Конституционном суде РФ состоится оглашение постановления Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", ст.ст. 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в связи с жалобами журналиста "Политического журнала" Константина Катаняна, а также Л. Ревенко и Д. Слободянюка.

Согласно оспариваемому закону, страхователи, которые производят выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным этими статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц 1966 года рождения и старше, так как законодательство "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации" не предусматривает пополнение ими накопительной части трудовой пенсии в добровольном порядке.

Как пишет в своей жалобе Катанян, "15 декабря 2001 года был принят Федеральный закон № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - "Закон о пенсионном страховании"), которым был определен круг подлежащих страхованию лиц, трудовая пенсия которых помимо базовой части складывается из уплачиваемых страхователями страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (ст.22)".

В соответствии с "Законом о пенсионном страховании" на индивидуальный лицевой счет Катаняна работодателем (страхователем) в период с 2002 по 2004 год включительно перечислялись соответствующие страховые взносы. Таким образом, государство дало возможность накапливать в специальной части индивидуального лицевого счета денежные средства, гарантировав дополнительный источник для повышения размера будущей пенсии за счет инвестирования накопительной части страховых взносов.

Однако 20 июля 2004 года был принят Федеральный закон № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений в Закон о пенсионном страховании). В соответствии с п. 3. ст. 2 "Закона о внесении изменений в Закон о пенсионном страховании" была принята новая редакция ст. 22 Закона о пенсионном страховании, согласно которой выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 1 января 2005 года стала осуществляться только в отношении граждан 1967 года рождения и старше.

В результате Катаняну, родившемуся в 1960 году, перестали производиться начисления по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной части пенсии и, как следствие, он был лишен возможности иметь дополнительный источник для повышения размера своей будущей пенсии.

По мнению Катаняна, если граждане старше 1967 год рождения решат прибегнуть к системе добровольного пенсионного страхования, они не смогут рассчитывать на государственные гарантии по сохранению и возврату страховых пенсионных взносов, которыми обладают согласно оспариваемой норме те, кто родился в 1967 году и позже, потому что не смогут направлять накопительную часть своих взносов через Пенсионный фонд России во Внешэкономбанк, который является государственной управляющей компанией.

"Государство фактически разделило граждан на две категории: с одной стороны те, кому по-прежнему дана возможность увеличить размер своей пенсии, то есть лица 1967 года рождения и моложе, а с другой - лица, в том числе и я, фактически оставшиеся за пределами пенсионной реформы и вынужденные довольствоваться прежней распределительной системой либо воспользоваться возможностью добровольного пенсионного страхования", - считает Катанян.