Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, разработчики документа постарались сохранить преемственность стратегий и избежать революционных изменений, которые не всегда оправданны при развитии города, обладающего уникальными историческими постройками.

По информации комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации, активная работа в области строительства жилья и общественных сооружений, реконструкции центральных и периферийных районов города была начата в прошлом году. Ей предшествовал десятилетний подготовительный этап. К настоящему моменту разработчики генплана полностью вооружены законодательной, методической и технической базами; в их распоряжении обновленный картографический материал. Для составления средне- и долгосрочного прогноза развития Санкт-Петербурга специалистами выполнен баланс территории. Сегодня 20% городских земель занимает жилье, 11% - нежилые постройки, 10% - транспортные инфраструктуры, 15% - агропромышленный комплекс.

Значительный акцент сделан на нововведения. К примеру, кольцевая автодорога фигурировала в двух предыдущих генпланах, но ни одним из них не рассматривалась в качестве "коридора экономического развития". Сейчас это не просто транзитная магистраль, а магнит предпринимательской активности, многократно повышающий стоимость окрестных земель. Речь идет примерно о 6-7 тысячах га, потенциально пригодных для освоения под полифункциональную застройку, о создании многих тысяч рабочих мест. При этом регламент застройки земель в коридоре КАД должен предотвратить нежелательный процесс формирования вокруг Санкт-Петербурга "второго промышленного пояса", запирающего его планировочное развитие.

Намечено дальнейшее освоение земель в зоне аэропорта. Его нынешняя пропускная способность составляет 2,5 млн. пассажиров в год. Это значительно уступает пассажирообороту авиатерминалов европейских столиц, достигающему 50-60 млн. человек в год, однако администрация делает ставку на эту территорию. И если прежде градостроители мечтали вынести аэропорт с его шумовыми эффектами километров за 80 от городской черты, теперь в его близости к городу усматривается большое преимущество.

Действующий генплан был рассчитан на численность населения в 5,5 млн. человек при норме жилищной обеспеченности в 23-28 кв. м на человека. Но, едва достигнув 5-миллионного рубежа, население города пошло на убыль. И хотя в прошлом году рождаемость сравнялась со смертностью, демографического взрыва не предвидится. Расчетный показатель будущего генплана - 4,6 млн. человек. Зато при современных темпах жилищного строительства в 1-1,5 млн. кв. м в год город вполне может догнать скандинавских соседей по обеспеченности жильем, то есть, достичь заветных 30 кв. м на человека.

По мнению специалистов КГА, в сфере жилищного строительства упор следует сделать на создании среды обитания нового качества - экологически рационального, энергосберегающего и скромного по дизайну жилья.

Одной из важнейших составляющих нового генплана является его транспортный каркас. Петербург по-прежнему испытывает дефицит в удобных транспортных коридорах, которые связали бы северную и южную части города в обход его центра. Серьезным препятствием на пути создания таких связей в ряде случаев оказываются исторические промышленные территории, опоясывающие центр.

Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь комитета по градостроительству и архитектуре Людмила Лихачева, на состоявшемся заседании городского правительства было отмечено, что концептуальный этап разработки генплана, включающий сравнение вариантов, будет завершен в этом году, после чего состоится обсуждение и согласование главного планировочного документа.