"Великий шелковый путь" для казахстанской нефти: проект TRACECA - амбиции и реальность

Баку, 9 декабря 2007, 17:41 — REGNUM  Основные объемы нефти из Актау (Казахстан) в Баку (Азербайджан) перевозятся морским путем - через Каспийское море - азербайджанскими танкерами, причем этот флот в последние годы значительно обновился. Об этом ИА REGNUM сообщили в азербайджанском Каспийском морском пароходстве (Каспар), отметив, что казахстанские танкеры задействованы в перевалке нефти по данному маршруту в меньшей степени. В пароходстве добавили, что хотя в 2007 году объемы поставок казахстанской нефти и нефтепродуктов в Баку несколько сократился (одной из причин является повышение портовых сборов в Азербайджане - прим. ИА REGNUM), в следующем году ожидается выход на прежние показатели, превышавшие 8 млн. тонн в год. Данный прогноз связан с заявкой компании Shevron на перевозку азербайджанскими танкерами в 2008 году дополнительных 2 млн. тонн нефти с месторождения Тенгиз (Казахстан). В последующем, согласно источнику, компания Shevron намерена увеличить объемы транспортируемой через Баку казахстанской нефти до 5 миллионов тонн в год.

На сегодня из 68 млн. тонн казахстанской нефти ежегодно экспортируется около 57 млн. тонн: в Россию по нефтепроводу Атырау-Самара, в европейские страны через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и в Китай. В Азербайджан нефть и нефтепродукты из Казахстана перевозятся танкерами. За 9 месяцев 2007 года транзит казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов через Азербайджан в грузинские порты Батуми и Поти составил 2,4 млн тонн. Одним из направлений стратегии Европейского Союза и США является создание условий для активного коммуникационного сообщения по маршруту Средняя Азия - Закавказье - Турция (Украина) - ЕС. Эта цель отображена в том числе в таких проектах как INOGATE (Interstate Oil and Gas Transport to Europe) - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) - транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.

Отвечая на вопрос о перспективах подключения стран Средней Азии через Азербайджан к транзитным магистралям, ведущим в Европу, азербайджанский эксперт Чингиз Велиев сказал следующее: "По большому счету, Средняя Азия давно присоединена к транзитным магистралям Азербайджана. Речь идет о транспортном коридоре TRACECA, инициатором которого стали страны, подписавшие в 1998 году в Баку основное многостороннее соглашение, а главным донором проекта выступил Евросоюз. Идея заключалась в создании сухопутного маршрута транспортировки различного рода грузов из стран Дальнего Востока через Центральную Азию и Южный Кавказ в Европу, а также в обратном направлении. Маршрут рассматривался как альтернатива российскому Транссибу. Однако, несмотря на существующий рост грузоперевозок по коридору, основной составляющей TRACECA продолжает оставаться транспортировка нефти и нефтепродуктов. Если взять Азербайджан как одну из ключевых стран этого коридора, то общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта в 2006 году достиг 145 миллионов тонн, что соответствовало 13%-ному увеличению показателей 2005 года. В то время как перевозки в рамках транспортного коридора TRACECA составили около 45 миллионов тонн, что соответствовало 5,3% роста в сравнении с 2005 годом. Кроме того, многие годы не удается изменить и структуру перевозок, доля нефти и нефтепродуктов не опускается ниже 70%. Для участников TRACECA предусматриваются 50%-ые льготные тарифы, с чем Казахстан не согласен, а Туркменистан не участвует даже в переговорном процессе. Важнейшей составляющей этого транспортного коридора, по-прежнему, остается маршрут транспортировки нефти Актау-Батуми. В 2008 году в дополнение к этому ожидается перевозка заявленных американской компанией Shevron 2 миллионов тонн нефти с месторождения "Тенгиз". Туркменистан также переваливает по этому коридору нефтепродукты".

Международный транспортный коридор TRACECA запланирован по аналогии с "Великим шелковым путем". В нем задействованы черноморские порты (Поти, Батуми), железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская паромная переправа (Баку-Туркменбаши), железнодорожные сети Туркменистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также китайские порты на тихоокеанском побережье.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.05.17
Художник, которого раздражала глупость
NB!
26.05.17
Российские эндокринологи поставили под угрозу жизни тысяч больных?
NB!
26.05.17
Директор ФБР пал жертвой собственных интриг
NB!
26.05.17
Как Петр I защитил Россию одним Кроншлотом
NB!
26.05.17
Наглость Троцкого, давшая старт иностранной интервенции в Россию
NB!
26.05.17
Рынок недвижимости Украины достиг дна. Раздастся ли стук снизу?
NB!
26.05.17
Почему распалось Закавказье
NB!
26.05.17
ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?
NB!
26.05.17
Чем Порошенко не угодили соцсети и бухгалтеры?
NB!
26.05.17
Венесуэльская оппозиция отправляется «агитировать деревню»
NB!
26.05.17
«Франко хотел с помощью нацистов создать испанскую атомную бомбу»
NB!
25.05.17
Болгария обиделась на слова Путина о происхождении славянской письменности
NB!
25.05.17
Ядерная диагностика для здравоохранения России и не только
NB!
25.05.17
Жизнь во взорванном доме: через 22 года СКР возбудил уголовное дело
NB!
25.05.17
Мэр столицы Молдавии задержан по обвинению в коррупции
NB!
25.05.17
Россельхознадзор обнаружил в белорусском молоке лекарство от сифилиса
NB!
25.05.17
У нижегородцев все меньше шансов дожить до получения льгот на капремонт
NB!
25.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 25 мая
NB!
25.05.17
Кадыров рассказал, зачем в детстве резал пионерские галстуки
NB!
25.05.17
Нижегородская область «со скрипом» реализует стратегию развития за $500 тыс
NB!
25.05.17
Повышение МРОТ: хорошо для населения, губительно для экономики?
NB!
25.05.17
«Для многих стран главный враг – Россия»