Основные объемы нефти из Актау (Казахстан) в Баку (Азербайджан) перевозятся морским путем - через Каспийское море - азербайджанскими танкерами, причем этот флот в последние годы значительно обновился. Об этом ИА REGNUM сообщили в азербайджанском Каспийском морском пароходстве (Каспар), отметив, что казахстанские танкеры задействованы в перевалке нефти по данному маршруту в меньшей степени. В пароходстве добавили, что хотя в 2007 году объемы поставок казахстанской нефти и нефтепродуктов в Баку несколько сократился (одной из причин является повышение портовых сборов в Азербайджане - прим. ИА REGNUM), в следующем году ожидается выход на прежние показатели, превышавшие 8 млн. тонн в год. Данный прогноз связан с заявкой компании Shevron на перевозку азербайджанскими танкерами в 2008 году дополнительных 2 млн. тонн нефти с месторождения Тенгиз (Казахстан). В последующем, согласно источнику, компания Shevron намерена увеличить объемы транспортируемой через Баку казахстанской нефти до 5 миллионов тонн в год.

На сегодня из 68 млн. тонн казахстанской нефти ежегодно экспортируется около 57 млн. тонн: в Россию по нефтепроводу Атырау-Самара, в европейские страны через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и в Китай. В Азербайджан нефть и нефтепродукты из Казахстана перевозятся танкерами. За 9 месяцев 2007 года транзит казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов через Азербайджан в грузинские порты Батуми и Поти составил 2,4 млн тонн. Одним из направлений стратегии Европейского Союза и США является создание условий для активного коммуникационного сообщения по маршруту Средняя Азия - Закавказье - Турция (Украина) - ЕС. Эта цель отображена в том числе в таких проектах как INOGATE (Interstate Oil and Gas Transport to Europe) - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) - транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.

Отвечая на вопрос о перспективах подключения стран Средней Азии через Азербайджан к транзитным магистралям, ведущим в Европу, азербайджанский эксперт Чингиз Велиев сказал следующее: "По большому счету, Средняя Азия давно присоединена к транзитным магистралям Азербайджана. Речь идет о транспортном коридоре TRACECA, инициатором которого стали страны, подписавшие в 1998 году в Баку основное многостороннее соглашение, а главным донором проекта выступил Евросоюз. Идея заключалась в создании сухопутного маршрута транспортировки различного рода грузов из стран Дальнего Востока через Центральную Азию и Южный Кавказ в Европу, а также в обратном направлении. Маршрут рассматривался как альтернатива российскому Транссибу. Однако, несмотря на существующий рост грузоперевозок по коридору, основной составляющей TRACECA продолжает оставаться транспортировка нефти и нефтепродуктов. Если взять Азербайджан как одну из ключевых стран этого коридора, то общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта в 2006 году достиг 145 миллионов тонн, что соответствовало 13%-ному увеличению показателей 2005 года. В то время как перевозки в рамках транспортного коридора TRACECA составили около 45 миллионов тонн, что соответствовало 5,3% роста в сравнении с 2005 годом. Кроме того, многие годы не удается изменить и структуру перевозок, доля нефти и нефтепродуктов не опускается ниже 70%. Для участников TRACECA предусматриваются 50%-ые льготные тарифы, с чем Казахстан не согласен, а Туркменистан не участвует даже в переговорном процессе. Важнейшей составляющей этого транспортного коридора, по-прежнему, остается маршрут транспортировки нефти Актау-Батуми. В 2008 году в дополнение к этому ожидается перевозка заявленных американской компанией Shevron 2 миллионов тонн нефти с месторождения "Тенгиз". Туркменистан также переваливает по этому коридору нефтепродукты".

Международный транспортный коридор TRACECA запланирован по аналогии с "Великим шелковым путем". В нем задействованы черноморские порты (Поти, Батуми), железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская паромная переправа (Баку-Туркменбаши), железнодорожные сети Туркменистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также китайские порты на тихоокеанском побережье.