В день голосования 9 487 избирателей обратились на горячую линию по выборам в Госдуму
Москва, 3 декабря, 2007, 14:14 — ИА Регнум. Об итогах работы горячей линии по выборам в Госдуму пятого созыва сообщил 3 декабря директор Российского фонда свободных выборов, член Общественной палаты РФ
Активность граждан на этих выборах, несмотря на пессимистические прогнозы, оказалась достаточно высокой, подчеркнул Пржездомский. При этом, отметил он, избиратели "испытывали острую нехватку информации о местонахождении избирательных участков, жаловались на неудобную перекройку границ округов, на отсутствие приглашений на выборы. По этом вопросам обратилось более 3 тысяч человек".
В отдельных случаях, добавил он, критиковались некачественная работа участковых комиссий, медленная работа и связанные с этим очереди, неуважительное отношение членов УИК к избирателям - такие факты фиксировались во многих регионах, включая Москву. Много жалоб поступало на отсутствие фамилий избирателей в списках; причем некоторые граждане не вносятся в них годами. "Эти вещи творятся у нас со списками из выборов в выборы, - констатировал Пржездомский. - Сколько ни принимали решений, активизировали работу регистрационных органов - на этих выборах избежать таких проблем не удалось".
И все же, считает он, судя по результатам горячей линии, претензий граждан к выборам в 2007 году значительно меньше, чем прежде. В частности, сократилось число жалоб на черный пиар тех или иных кандидатов по отношению к оппонентам. "Конечно, попытки манипуляций были в виде подметных писем и листовок, агитационных sms-сообщений накануне и в день сообщений, - отметил он. - Например, в Бурятии, в Красноярском крае, в Воронежской области, в Псковской, Свердловской областях... И все же масштаб таких нарушений на порядок ниже".
Следует отметить и то, добавил Пржездомский, что главы администраций и предприятий "в благородном стремлении повысить явку избирателей проявили неумеренный пыл в отношении своих подчиненных. В некоторых регионах руководители требовали от подчиненных отчетности о явке на участки; даже объявляли 2 декабря рабочим или учебным днем. Избиратели воспринимали подобные инициативы с недовольством, рассматривали их как насилие над своим волеизъявлением. Такого рода обращений было немало. Это важный сигнал руководителям государственных и негосударственных структур, органов местного самоуправления. По всем этим фактам мы информировали ЦИК и избиркомы на местах". Например, на предприятиях "Котельщик", "Тагмет" и "Красный котельщик" в Таганроге Ростовской области работников в принудительном порядке заставляли прийти на участок и отчитаться о результатах голосования, уточнил Пржездомский. "Такое рвение может извратить любую благородную идею", - считает он. Немало жалоб поступало и на неумеренную агитацию партий, добавил он: в основном такие жалобы поступали от жителей не сельской местности, а средних и крупных городов.
В заключение он отметил, что работа горячей линии была востребована избирателями и, вероятно, эта система должна применяться и в рамках следующих избирательных кампаний. Все данные, поступившие на горячую линию по выборам в Госдуму, будут обобщены и по итогам подготовлен доклад, который будет направлен на рассмотрение новой