Об итогах работы горячей линии по выборам в Госдуму пятого созыва сообщил 3 декабря директор Российского фонда свободных выборов, член Общественной палаты РФ Андрей Пржездомский, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, с начала работы горячей линии на нее поступило 31 тысяча 790 обращений - это больше, чем обычно поступает на горячие линии по вопросам ЖКХ и прочим социально-бытовым аспектам. 9 487 обращений граждан поступило за последние сутки, в день голосования. Все они анализировались на предмет нарушений избирательного законодательства, конфликтности ситуации и так далее. "О всех нарушениях мы информировали ЦИК, вплоть до председателя, - подчеркнул Пржездомский. - Мы поддерживали контакт с членами ЦИК, представителями партии, чиновниками, журналистами. Можно сделать вывод, что горячая линия - это не средство для выпуска общественного пара, а реальный инструмент для преодоления сложностей избирательной системы".

Активность граждан на этих выборах, несмотря на пессимистические прогнозы, оказалась достаточно высокой, подчеркнул Пржездомский. При этом, отметил он, избиратели "испытывали острую нехватку информации о местонахождении избирательных участков, жаловались на неудобную перекройку границ округов, на отсутствие приглашений на выборы. По этом вопросам обратилось более 3 тысяч человек".

В отдельных случаях, добавил он, критиковались некачественная работа участковых комиссий, медленная работа и связанные с этим очереди, неуважительное отношение членов УИК к избирателям - такие факты фиксировались во многих регионах, включая Москву. Много жалоб поступало на отсутствие фамилий избирателей в списках; причем некоторые граждане не вносятся в них годами. "Эти вещи творятся у нас со списками из выборов в выборы, - констатировал Пржездомский. - Сколько ни принимали решений, активизировали работу регистрационных органов - на этих выборах избежать таких проблем не удалось".

И все же, считает он, судя по результатам горячей линии, претензий граждан к выборам в 2007 году значительно меньше, чем прежде. В частности, сократилось число жалоб на черный пиар тех или иных кандидатов по отношению к оппонентам. "Конечно, попытки манипуляций были в виде подметных писем и листовок, агитационных sms-сообщений накануне и в день сообщений, - отметил он. - Например, в Бурятии, в Красноярском крае, в Воронежской области, в Псковской, Свердловской областях... И все же масштаб таких нарушений на порядок ниже".

Следует отметить и то, добавил Пржездомский, что главы администраций и предприятий "в благородном стремлении повысить явку избирателей проявили неумеренный пыл в отношении своих подчиненных. В некоторых регионах руководители требовали от подчиненных отчетности о явке на участки; даже объявляли 2 декабря рабочим или учебным днем. Избиратели воспринимали подобные инициативы с недовольством, рассматривали их как насилие над своим волеизъявлением. Такого рода обращений было немало. Это важный сигнал руководителям государственных и негосударственных структур, органов местного самоуправления. По всем этим фактам мы информировали ЦИК и избиркомы на местах". Например, на предприятиях "Котельщик", "Тагмет" и "Красный котельщик" в Таганроге Ростовской области работников в принудительном порядке заставляли прийти на участок и отчитаться о результатах голосования, уточнил Пржездомский. "Такое рвение может извратить любую благородную идею", - считает он. Немало жалоб поступало и на неумеренную агитацию партий, добавил он: в основном такие жалобы поступали от жителей не сельской местности, а средних и крупных городов.

В заключение он отметил, что работа горячей линии была востребована избирателями и, вероятно, эта система должна применяться и в рамках следующих избирательных кампаний. Все данные, поступившие на горячую линию по выборам в Госдуму, будут обобщены и по итогам подготовлен доклад, который будет направлен на рассмотрение новой Государственной думе.