Никто не должен верить, что мадридские предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахском урегулированию являются шансом для сторон конфликта. Это всё пустяки. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил азербайджанский политолог Расим Мусабеков, комментируя итоги переговоров глав Армении и Азербайджана с участием сопредседателей МГ ОБСЕ и глав МИД России и Франции и замгоссекретаря США Никола Бернса 29 ноября в Мадриде.

По его словам, сопредседатели стараются добиться от сторон, чтобы после президентских выборов в 2008 году Баку и Ереван опять не начали с нуля переговоры по урегулированию конфликта. "Для достижения этой цели сопредседатели пытаются зафиксировать имеющиеся наработки письменно. То есть главной надеждой посредников на сегодня является подписание президентами Азербайджана и Армении совместного заявления о продолжении переговоров на основе согласованных до этого второстепенных вопросов", - заявил он.

"Однако очевидно, что предложенный ныне пакет не в пользу Азербайджана - и это связано в первую очередь с оставлением за Арменией контроля над Лачином и откладыванием на долгие годы возвращения азербайджанской общины в Нагорный Карабах. Кроме того, эти предложения бессмысленны, если в них не указан график вывода оккупационных войск с азербайджанских территорий. Кстати, на основе каких конкретных условиях безопасности вернутся изгнанные оттуда азербайджанцы, какие конкретные работы по подготовке их возращения намечается провести, с какого времени начнутся открываться коммуникационные линии? Эти и другие важные моменты остаются как бы за кадром", - считает Мусабеков. По мнению политолога, "в нынешних переговорах не обсуждается статус Нагорного Карабаха". "Эта проблема не входит в рамки "пражского процесса". Остаются открытыми вопросы, в каком виде он будет определен, в каком формате состоится референдум. В общей форме отмечается, что вопрос статуса должен быть решен волеизъявлением народа. И на первый взгляд, такая формулировка более приемлема для армянской стороны. Но обратите внимание, не уточняется, на какой именно территории будет проведен референдум. Армяне хотят удержать Лачин и Кельбаджар, но в Лачине до карабахской войны проживало 60, а в Шуше 45 тысяч азербайджанцев, и их участие в референдуме, наряду с другими изгнанными может дать отнюдь не желательный результат для Армении. В любом случае до гипотетического референдума нужно решить другие задачи, как справедливо полагает азербайджанская сторона. Это сначала безусловный вывод армянских войск с оккупированных территорий за пределами НК, в том числе из Лачина. Понятно, что в Азербайджане не согласятся, чтобы Лачинский коридор оставался в руках армян", - заявил он. "Что же касается одного из главных предложений армян - чтобы после ухода их военных с оккупированных территорий туда не могли возвращаться азербайджанцы, то оно попросту недопустимо ни для официального Баку, ни для всего азербайджанского общества", - считает политолог. Как видите, позиции сторон по самым важным проблемам практически взаимоисключающие, и это подтверждает озвученную мною в начале мысль - сборник предложений сопредседателей, в какой бы "обложке" он ни был "издан", на самом деле ничего не стоит. Как минимум, и в 2008 году между Азербайджаном и Арменией сохранится положение "ни войны, ни мира".