"В 1990 году, находясь в Кишиневе как должностное лицо - в качестве зампредседателя совета Дубоссар, я лично был на нескольких сессиях парламента Молдавии, тогда еще Верховного Совета Молдавской ССР, и у входа в парламент я видел большое количество людей с плакатами, где было написано: "Гагауз хорош только мертвый". Это не считая оскорбительных выкриков по отношению к депутатам от Гагаузии, которые были тогда в Верховном Совете МССР", - заявил 30 ноября 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM сопредседатель Объединенной Контрольной комиссии (ОКК) от Приднестровья Александр Порожан.

Напомним, в конце прошлой недели в ряде молдавских и украинских изданий появилась публикация "Геноцид гагаузов и сущность идеологии румыноунионизма", авторы которой характеризуют события 1990 года в Молдавии как "попытку геноцида гагаузов" и предлагают добиваться соответствующей оценки этих событий международным сообществом.

"То, что случилось в Гагаузии в 1990 году, действительно, по большому счету, можно назвать геноцидом. Предварительно в отношении гагаузского населения были проведены жесткие репрессии - это массовые аресты, задержания и избиения. Причем эти сведения у меня, как говорится, из первых рук, то есть непосредственно от людей, которые пострадали от этого, - подчеркнул Порожан. - Тогда для поддержки гагаузского народа от Приднестровья ездила большая группа добровольцев - мирных граждан, простых людей, рабочих предприятий и колхозов".

"В самом Кишиневе я также лично был очевидцем того, как проходили сборы уже других "добровольцев", которые готовились к походу на Гагаузию, - продолжил Александр Порожан. - Неподалеку от места сборов, в кузнице избивали кузнецов и заставляли их делать пики и другие орудия, с которыми "добровольцы" потом садились в автобусы, которые организованно подавались для них. То есть все это было не случайно и не спонтанно, все было продумано и распланировано, вплоть до заранее заказанных номеров в гостиницах. Данный поход на Гагаузию санкционировало и возглавило тогдашнее руководство Молдавии".

Комментируя утверждение авторов публикации "Геноцид гагаузов и сущность идеологии румыноунионизма" о том, что "сегодня румыноунионисты открыто отказывают в праве на существование другому народу - молдавскому", Порожан заявил: "Также в свое время мне запомнилось посещение библиотеки им. Н. Крупской. При просмотре прессы, которая выходила до 1940 года, когда Бессарабия была еще оккупирована Румынией, я видел объявления, в которых перечислялся целый ряд центральных улиц Кишинева, по которым было запрещено передвигаться молдаванам. По-моему, до сих пор есть последователи идеи "великой Румынии", и отношение к молдаванам сохраняется крайне пренебрежительное. Но, думаю, что это не должно получить массового развития, национальное самосознание молдаван должно сыграть свою роль. Хоть румыны и молдаване достаточно родственные народы, но, тем не менее, считать себя людьми второго сорта с молдавской гордостью не гоже".

Справка ИА REGNUM: В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самопровозглашенная Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный Совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР.