Четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) 2006.

Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ, исследование PIRLS является одним из самых представительных исследований по начальной школе, в нем приняли участие 215 тыс. учащихся из 40 стран. Россию в исследовании представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных учреждений 45 регионов страны.

Средний балл российских выпускников начальной школы равен 565. Разница с результатами Гонконга и Сингапура минимальна и не является статистически значимой. Результат российских школьников в сравнении с результатами остальных 37 стран мира статистически значимо выше.

Исследование PIRLS организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В России это исследование проводили специалисты Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

В предыдущем исследовании в 2001 году участвовали 26 стран, в том числе и Россия. Большинство стран, показавших хорошие результаты в 2006 году, существенно улучшили свои результаты по сравнению с 2001 годом. Россия, Гонконг, Сингапур, Словения, Словакия, Италия, Германия, Венгрия имеют самую существенную динамику в результатах. Россия имеет максимальный среди стран прирост среднего балла. Для сравнения в 2001 году результаты российских выпускников начальной школы были также выше средних международных результатов, но по рейтингу Россия занимала 12-е место среди 35 стран-участниц.

Характеризуя динамику результатов России, отмечают в Минобразования, существенный прирост среднего балла по группе умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Еще большее улучшение наблюдается в овладении российскими школьниками умений интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста. Российские выпускники начальной школы стали смелее высказывать свою точку зрения.

В 2006 году показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года. К 2006 году 61% российских четвероклассников достигли высокого и повышенного уровней понимания текстов. Это значит, что в основную школу эти дети переходят готовыми к работе с теми массивами текстов, с которыми им придется работать на уроках литературы, истории и других предметов, подчеркивают в Минобразования. Вдвое по сравнению с 2001 годом сократилось число детей с очень низким уровнем готовности к читательским нагрузкам основной школы.

Как отмечают в Минобразования, высокие результаты российских школьников можно объяснить, только рассматривая в комплексе все изменения, которые произошли в системе начального образования и в стране в целом. Нельзя вычленить ни одного доминирующего фактора. Кроме того, при анализе результатов необходимо рассматривать не только изменения в период 2001-2006 годов, но и предшествующие.