Министерство финансов России подготовило проект федерального закона "О бухгалтерском учете". Как сообщает пресс-служба Минфина, законопроект разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", выявленных в результате анализа практики его применения.

Исходя из этого, отмечает Минфин, основная идея законопроекта состоит в приведении норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов таким образом, чтобы данная система обеспечивала формирование и раскрытие надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, финансовом результате их деятельности и изменениях в их финансовом положении.

Законопроект направлен на реализацию статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие в связи с ведением бухгалтерского учета экономическими субъектами и регулированием бухгалтерского учета.

Законопроект содержит общие нормы, определяющие: цели данного федерального закона и сферу его действия; основные понятия, используемые в федеральном законе; место федерального закона в законодательстве Российской Федерации.

В законопроекте установлены единые требования к бухгалтерскому учету. Такие требования включают: обязанность ведения бухгалтерского учета, требования к учетной политике экономического субъекта, первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, инвентаризации и денежному измерению активов и обязательств, бухгалтерской (финансовой) отчетности, хранению документов бухгалтерского учета, внутреннему контролю в экономическом субъекте.

В законопроекте переработаны или уточнены такие нормы Федерального закона, как: определение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; порядок изменения учетной политики экономического субъекта; формы первичной учетной документации; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета денежных активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В законопроект не включен ряд норм Федерального закона по вопросам, которые должны относиться к исключительной компетенции экономических субъектов и не подлежат законодательному регулированию: организационные формы ведения бухгалтерского учета; компетенция руководителя экономического субъекта при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера, подчиненность последнего.

Вместе с тем в законопроект включен ряд норм, отсутствующих в Федеральном законе, но необходимых для обеспечения гарантий пользователям информации, формируемой в бухгалтерском учете, в отношении получения надежной и полезной финансовой информации. В частности, нормы, регулирующие вопросы: бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц; использования для целей бухгалтерского учета электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах.

С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании.

К полномочиям органов государственного регулирования бухгалтерского учета отнесены: выработка государственной политики; утверждение национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и их разъяснений; утверждение программы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета. К ведению органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета отнесены, в частности, разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснений, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета. Для обеспечения взаимодействия органов государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, комитет по стандартам бухгалтерского учета, детальная процедура разработки и утверждения национальных стандартов.

Как отметили в Минфине, принятие законопроекта позволит повысить качество и эффективность регулирования сферы бухгалтерского учета, освободит государство от выполнения ряда излишних функций, будет способствовать развитию саморегулирования в Российской Федерации, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.