Законопроект "О праве собственности и других вещных правах на окружающую среду" внесен в Государственную думу РФ председателем комитета Госдумы по экологии Владимиром Грачевым ("Единая Россия"), передает корреспондент ИА REGNUM 21 ноября. По мысли автора, "окружающая среда представляет собой имущественную категорию, являющуюся пространственно непрерывной и неделимой вещью, находящейся в общей совместной собственности без определения долей и составляющей основы жизни народов, проживающих на всей территории РФ". Вместе с тем, как сказано в документе, земля, вода, почва, воздух, растения и животные "могут находиться в иных видах собственности, поскольку это предусмотрено законодательством РФ и не нарушает основ жизни народов, проживающих на соответствующей территории".

Для "практической реализации мер по сохранению окружающей среды в качестве основ жизни в отношении окружающей среды" Грачев предлагает оценить ее. Причем согласно документу, денежная стоимость окружающей среды не переносится и не включается в стоимость антропогенных объектов, расположенных в границах ее отдельных участков.

Грачев оценил один квадратный километр "условно ненарушенной окружающей среды" в 1 млрд руб. "Ухудшение качества окружающей среды на ее отдельных участках понижает денежную стоимость таких участков", - сказано в законопроекте.

Депутат предлагает проводить ежегодную инвентаризацию состояния окружающей среды для определения региональных и местных коэффициентов, которые станут применяться при денежной оценке отдельных участков окружающей среды. С их учетом и предполагается ежегодно корректировать показатели стоимости окружающей среды. Порядком проведения ежегодной инвентаризации окружающей среды, по мнению автора, должно заниматься правительство РФ. Оно же устанавливает нормативы качества окружающей среды.

"Сравнение частных результатов деления, при котором в качестве делимого берется каждое из суммируемых за год фоновых показателей для всех видов негативного воздействия, полученных в результате инвентаризации и характеризующих фактическое состояние определенного участка окружающей среды, а в качестве делителя берется нормативное значение окружающей среды по каждому виду негативного воздействия, допустимое для аналогичного условно ненарушенного участка окружающей среды, показывает степень отклонения от нормы в случае, если хотя бы одно из частных такого деления превышает единицу", - говорится в статье 5 законопроекта.

По мнению Грачева, предыдущая и последующая стоимости участка окружающей среды должны сравниваться каждый год. Если стоимость стала ниже, то полученная разность показывает размер причиненного вреда окружающей среде в стоимостной форме.

Как следует из законопроекта, ежегодный вред, причиненный окружающей среде в процессе жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, подлежит возмещению в полном объеме на общих гражданско-правовых основаниях для применения мер ответственности за причинение вреда. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с законом плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, освобождаются от возмещения ежегодного вреда, причиненного окружающей среде, если размер начисленной платы адекватен стоимостной оценке причиненного ими вреда.

В законопроекте также отмечено, что "лица освобождаются от возмещения вреда, который причинен вследствие предоставления материальных благ и услуг по удовлетворению жизненно необходимых социальных потребностей народов, проживающих на соответствующей территории, при наличии доказательств того, что материальные блага и услуги были предоставлены исключительно народу, проживающему на территории РФ".

Грачев отмечает, что денежная стоимость окружающей среды признается природным капиталом.

Как следует из статьи 7 законопроекта, финансирование вынужденных затрат на поддержание качества окружающей среды обеспечивается ее капитализацией с учетом ее качества в макроэкономических показателях РФ и субъектов РФ. Законопроектом предлагается выпуск и оборот ценных бумаг, которые обеспечены природным капиталом. Эти ценные бумаги, по мысли автора, регистрируются в специальном государственном реестре и допускаются в оборот исключительно для целей реализации природоохранных мероприятий. Как следует из законопроекта, региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России принимают решение об эмиссии денежных средств по заявлению собственника ценных бумаг, обеспеченных природным капиталом, в лице государственного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. К заявлению должна быть приложена проектно-сметная документация на осуществление природоохранных мероприятий капитального характера, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы и рекомендации по внедрению от уполномоченных государственных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

РКЦ Банка России заключает договор с собственником ценных бумаг, обеспеченных природным капиталом, сроком на один год, в соответствии с которым стороны принимают на себя соответствующие обязательства, в том числе передачу ценных бумаг субъекта РФ на баланс Российской Федерации в лице МЭРТ. Как следует из законопроекта, учетная ставка банковского процента по кредитам денежных средств, выдаваемым под ценные бумаги, обеспеченные природным капиталом, устанавливается не выше одной трехсотой доли ставки рефинансирования.

Денежные средства, выпущенные РКЦ Банка России и предназначенные для реализации природоохранных мероприятий, размещать на депозитных счетах коммерческих банков для получения процентов по денежным вкладам или расходовать такие средства на иные цели законопроектом запрещается.

Ценные бумаги, обеспеченные природным капиталом, переданные по договору на баланс Российской Федерации в лице МЭРТ, могут быть выкуплены субъектом Российской Федерации по номинальной стоимости.

В законопроекте особо отмечается, что отчуждение права собственности на материальные объекты и все виды негативного воздействия, загрязняющие и нарушающие окружающую среду, является платным.

Вместе с тем возмещение ущерба окружающей среде "действиями непреодолимой силы вследствие аварий, катастроф и стихийных бедствий, или залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду" производится в соответствии с действующим законодательством России.