Гринпис России: Экологические последствия катастрофы в Черном море весьма значительны

Краснодар, 14 ноября 2007, 22:01 — REGNUM  Сильнейший за последние 30 лет шторм, начавшийся в Черном море на минувших выходных, - не единственная причина крушения кораблей, заявили эксперты Гринпис России, комментируя причины катастрофы в Керченском проливе. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе экологической организации, скрытые причины катастрофы в Керченском проливе, а также новые данные об экологических последствиях разлива нефти обнародованы экологами на пресс-конференции, которая состоялась сегодня, 14 ноября.

Как заявил руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев, танкер Волгонефть -139, в результате гибели которого большое количество нефтепродуктов вылились в море, был попросту не способен выдержать такого шторма. "Это было весьма ветхое судно класса река-море, у него почти не было шансов преодолеть шестибальный шторм", - отметил Киселев.

Еще одно судно - Волгонефть-123, чудом спасшееся от крушения в шторме, по словам Киселева, в соответствии с Парижским меморандумом - специальным соглашением по контролю за иностранными судами со стороны государства порта - числится с 2004 года как "несуществующее". Кроме того, по словам Киселева, оно не было застраховано на случай разлива нефти. "Так что, если бы танкер так же погиб, а перевозимый им мазут вылился бы в море, ущерб просто некому было бы возмещать", - отметили экологи.

Оба судна принадлежат компании "Волготанкер". По данным Гринпис России, эта компания с 2005 года находится в состоянии перманентного банкротства, все её прибыли уходят на выплату долгов. По мнению Гринпис России, "видимо поэтому компания экономит на качестве организации перевозок и обслуживании своих судов". Точно такие танкеры используются для транспортировки нефти и во внутренних водах России. В некоторых крупных водоемах, таких как Саратовское водохранилище или Ладожское озеро, не исключены природные катаклизмы и шторма. Эти водоемы - источники питьевого водоснабжения крупных российских городов и их загрязнение нефтью создаст угрозу для миллионов людей.

"Экологические последствия катастрофы в Черном море весьма значительны и могут быть ликвидированы не раньше чем через пять лет, - считают экологи. - На сегодняшний день нефтяное загрязнение уничтожило места зимовок и стоянок перелетных птиц, в том числе редких и исчезающих видов. Нефтепродукты, оставшиеся в воде могут сильно сократить численность рыбы и повлиять на её воспроизводство". В этом регионе, где рыбалка один из значительных источников дохода местного населения, сокращение объема лова может вызвать социальную напряженность, заявляют экологи. Они также считают, что кроме этого, нефтяное загрязнение угрожает крупным курортным регионам - Краснодарскому краю в России и Крымскому полуострову на Украине. Потери от сокращения потока туристов в эти регионы могут быть очень велики.

Кроме того, по мнению экологов, эта катастрофа наглядно демонстрирует, что сегодня ликвидировать последствия нефтяных разливов на море практически невозможно. Это крайне важный факт, учитывая обширные планы российского правительства по разработке новых нефтяных месторождений в Каспийском море, на шельфе Сахалина, Камчатки и на Арктическом шельфе. "Крупные утечки весьма вероятны и при добыче, и при транспортировке нефти", - считают представители Гринпис России.

В связи с этим Гринпис выдвинул ряд требований. Среди них: обеспечение российскими властями ликвидации последствий нефтяного разлива в полном объеме, как в море, так и на суше; прекращение Россией транспортировки и добычи нефти в экологически уязвимых территориях, таких как Арктика, Камчатка и Сахалин; ратификация и выполнение Россией, как одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, требований Конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью (OPRC) и протоколов к ней, Конвенции по ответственности за загрязнение бункерным топливом (Bunker Convention) и других применимых инструментов в рамках Международной Морской Организации (ИМО).

Помимо этого, экологи требуют, чтобы российское законодательство о транспортировке нефти, как для внутренних нужд, так и на экспорт, было пересмотрено и приведено в соответствие с международными нормами. Экологи также выступают за то, чтобы танкеры, предназначенные для речного транспорта не использовались на море, а все судовладельческие компании были должным образом застрахованы.

"На 40% территорий мирового океана должны быть созданы охраняемые территории, на которых должны быть запрещены лов рыбы, добыча газа и нефти. На некоторых особенно чувствительных территориях должна быть также запрещена транспортировка нефти", - требует Гринпис России.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 11 ноября в районе Керченского залива в результате штормового ветра (до 32 м/с) и волнения моря (6-7 баллов, высота волны 5 м) затонуло четыре судна (сухогрузы "Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель", "Хачь Измаил" (Грузия), два танкера ("Волгонефть-139", "Волгонефть-123" получили повреждения, с якорей были сорваны и сели на мель шесть судов. На борту танкера "Волгонефть-139" находилось 4077 тонн мазута, около 1200 тонн нефтепродуктов вылилось в море.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.