"В договоре, который приостановила Госдума и передала право на участие в нем президенту России, ничего не говорилось о выводе войск из Приднестровья", - заявил 8 ноября 2007 года заместитель председателя комитета по правоохранительным органам, безопасности, обороне, борьбе с коррупцией, защите прав и свобод граждан, миротворческой этике Верховного Совета Приднестровья Григорий Дьяченко, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявление посла Молдавии в США Николая Киртоакэ о том, что Молдавия ратифицирует Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) только в случае полного и безоговорочного вывода российских вооруженных сил с территории Приднестровья.

"Вывод российских войск из Приднестровья - это вторая сторона медали. Западные страны заявили о необходимости выведения российских войск и пересмотре условий участия России в договоре только после выведения войск с территории Молдавии и Грузии, на мой взгляд, под давлением этих государств. В свое время, когда начался вывод российских войск из других стран, в том числе и Молдавии, мы удивлялись, почему так быстро Россия сдает свои позиции, хотя для нее самой это не совсем экономически и политически выгодно. Может быть, тогда была эпоха заигрывания с Западом - мол, смотрите - мы идем демократическим путем. Но наряду с тем, как Россия условия Договора выполняла, другие участники ДОВСЕ оставались сторонними наблюдателями", - отметил приднестровский парламентарий.

Говоря о нынешней ситуации, Дьяченко подчеркнул, что на территории Приднестровья расположены не просто и не только войска РФ, а миротворцы, в составе которых находятся в том числе и российские части. "Мы однозначно заявляем, что это тот контингент, который совместно с нами и с Молдавией в том числе стоит на страже мира, дабы не повторились события 1992 года. Молдавия чувствует, как почва полностью уходит из-под ее ног. Она может поставить вопрос о выводе войск из Колбасны, но никак не миротворческих сил. Россия же принятием законопроекта сказала: нам все равно, ратифицируете вы или нет условия договора, мы приостановили его действие со своей стороны", - сказал он.

По мнению Дьяченко, введение моратория на ДОВСЕ на отношениях между Россией и самой Молдавией никак не скажется. "Данный договор в большей степени затрагивает страны значительно более сильные и экономически, и политически, чем Молдавия", - резюмировал он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 7 ноября 2007 года Госдума РФ приняла предложенный минувшим летом Владимиром Путиным законопроект о приостановлении РФ действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). За законопроект проголосовали 418 депутатов. В этот же день в ходе слушаний в конгрессе США по сотрудничеству и безопасности в Европе посол Молдавии в США Николай Киртоакэ заявил о том, что молдавская сторона подтверждает неизменность своей позиции по вопросу ратификации республикой ДОВСЕ, а именно, что договор будет ратифицирован Молдавией только в случае полного и безоговорочного вывода российских вооруженных сил с территории Приднестровья. В своем выступлении Киртоакэ заявил о "негативном влиянии российских миротворческих сил в контексте предпринимаемых Молдавией усилий, направленных на территориальную реинтеграцию республики и осуществление демократических и экономических реформ в стране". Молдавский дипломат также заявил, что международным силам необходимо приложить совместные и все возможные усилия для решения "замороженных конфликтов", в том числе и приднестровского конфликта.

Справка ИА REGNUM: Российские миротворцы принимают участие в миротворческой операции в Приднестровье в зоне безопасности с 1992 года в составе совместных сил, куда также входят контингенты миротворцев Молдавии и Приднестровья. В 1992 году численность миротворцев РФ составляла около 2,5 тысячи человек, в настоящее время их численность достигает 700 человек. Миротворческая миссия регламентируется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Молдова о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года.

На военных складах в приднестровском селе Колбасна в настоящее время хранится 19 тысяч тонн (35 эшелонов) боеприпасов, 57% которых относятся к третьей категории, то есть считаются устаревшими и непригодными к использованию.