В субботу, 3 ноября, восемь стран согласовали стратегию, нацеленную на улучшение сети дорог, аэропортов, железнодорожных путей и морских портов в Центральной Азии с целью превращения этого региона в важный транзитный путь торговли между Европой и Азией - современный эквивалент древнего Шелкового пути. Стоимость проекта - 18 млрд долларов США. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в представительстве Азиатского банка развития (АБР), этот план был принят на заседании, прошедшем в Душанбе, в котором принимали участие министры из Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики, Казахстана, Киргизии, Монголии, Таджикистана и Узбекистана, при поддержке АБР и пяти других многосторонних организаций.

"Центральная Азия становится центральным регионом в Евразии, важным сухопутным мостом, связывающим Европу, Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Южную Азию и Ближний Восток", - отметили министры в совместной декларации по окончании 6-й Министерской конференции по программе Центрально- Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

"В рамках принятой стратегии будут созданы конкурентноспособные транспортные коридоры через регион ЦАРЭС, упрощено перемещение людей и товаров через границы и созданы безопасные, надежные, эффективные, полностью интегрированные и экологически рациональные транспортные системы,"- говорится в заявлении.

Несмотря на то, что Центральная Азия находится в центре Евразийского континента, в настоящее время менее 1% от объема торговли между Европой и Азией идет через Центральную Азию. Неадекватная транспортная инфраструктура и обременительные процедуры перехода через границы привели к тому, что почти вся торговля проходит морским путем.

Принятый план предусматривает инвестиции в размере $18,7 млрд в течение следующих десяти лет на строительство шести новых транспортных коридоров, это в основном автомобильные и железные дороги. Около половины этих средств, вероятно, будут предоставлены многосторонними организациями - такими, как АБР, а остальная часть - самими странами.

"Это большая и амбициозная стратегия. Она заключает в себе десяток проектов и потребует инвестиций более $18 млрд в течение последующих десяти лет," - сказал президент АБР Харухико Курода в своем выступлении на конференции. "Я уверен, что при твердом участии каждой страны и каждой организации, участвующей в программе ЦАРЭС, активная реализация этой стратегии сможет улучшить экономическое положение региона и уровень жизни его народа",- подчеркнул он.

Этот план также призывает к улучшению процедур пересечения границ для ускорения товаропотоков. Существующие таможенные и иммиграционные процедуры создают препятствия торговле в регионе.

Исторически Центральная Азия была переплетена многочисленными путями, связывающими восток и запад, известными как Шелковый путь, которому более 2000 лет. Это была важная экономическая артерия, простирающаяся более чем на 10 000 км (6 000 миль) от Средиземного моря до долины Желтой реки в Китае. Предложенные новые транспортные коридоры не следуют точному маршруту Шелкового пути, и они будут связывать не только восток-запад, но и север-юг, связывая республики Центральной Азии, Россию и Китай с Южной Азией и Персидским заливом.

Данный план, называемый "Стратегия по транспорту и содействию торговле", был предложен программой ЦАРЭС, являющейся инициативой, поддерживаемой АБР по развитию экономического сотрудничества в Центральной Азии. Программа ЦАРЭС была создана в 1997 году.

"Создание надежных и безопасных транспортных коридоров совместно с мерами по упрощению торговых отношений, заложенными в Интегрированной стратегии ЦАРЭС по транспорту и содействию торговле, дадут возможность улучшить общий инвестиционный климат и повысить темпы экономического развития региона"", - отметил президент Таджикистана Эмомали Рахмонов в своем выступлении на конференции.

На заседании, прошедшем в Душанбе, министры также согласовали общее видение региона на последующие десять лет. Видение включает желание того, чтобы к 2018 году все страны вступили во Всемирную торговую организацию.

"Нашими общими целями являются: существенно увеличить товаропоток между странами-членами ЦАРЭС, а также со странами, не являющимися членами ЦАРЭС; и улучшить качество транзитной торговли для большей интеграции с мировыми рынками и зарубежными инвесторами", - говорится в заявлении. "Мы едины во мнении, что региональное сотрудничество жизненно необходимо для достижения бурного устойчивого экономического роста и для ускорения сокращения уровня бедности и создания лучшего будущего для всех наших народов".

В видении также говорится о том, что к 2018 году страны намерены "полностью использовать потенциал Центральной Азии как энергетического центра" для обеспечения того, чтобы никто не остался без надежного и доступного электричества. "Мы предвидим существенно увеличенное сотрудничество между странами-членами ЦАРЭС в использовании значительных ресурсов нефти, природного газа, угля, гидроэнергии и прочей энергии в регионе," - говорится в заявлении. В заявлении отмечается, что до 2018 года страны-члены ЦАРЭС будут широко сотрудничать в решении региональных задач, таких, как экологические проблемы, инфекционные заболевания, подобные птичьему гриппу или ВИЧ/СПИД, а также управление и подготовка к стихийным бедствиям.

На конференции в Душанбе также принимали участие старшие представители партнерства шести многосторонних организаций-участниц ЦАРЭС, а именно Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН, и Всемирный банк - в дополнение к АБР. Министры на заседании также одобрили план создания Института ЦАРЭС, который будет являться центром проведения политических обсуждений для улучшения регионального сотрудничества и интеграции в Центральной Азии. Он также поможет официальным лицам правительств стран-членов ЦАРЭС больше участвовать в региональном сотрудничестве и планировать и реализовывать проекты по региональному сотрудничеству.