МИД России 1 ноября опубликовал хронику событий, имевших место в зоне грузино-абхазского конфликта 30 октября. ИА REGNUM приводит полный текст документа: ЭВ 10.30 в ходе выполнения одной из зафиксированных в мандате КСПМ СНГ задач по патрулированию зоны грузино-абхазского конфликта группа миротворцев (на БТР-80, в составе до 10 человек) в районе н.п. Ганарджиас-Мухури была остановлена подразделением сил спецназначения Грузии. При попытке миротворцев продолжить движение грузинские военные заняли огневые позиции, а их начальник (капитан Т.Хурция) препятствовал продвижению российского БТР, оскорблял миротворческий патруль, угрожая сжечь бронемашину и расстрелять российских миротворцев. Старший патруля КСПМ СНГ отдал приказ на задержание и разоружение грузинских военнослужащих, которые пытались помешать нормальному выполнению задачи миротворцев в соответствии с их мандатом.

В 10.50 к месту инцидента прибыли новые подразделения спецназа Грузии. Начальник штаба КСПМ полковник А.Павлушко отдал приказ на выдвижение в район происшедшего двух миротворческих БТР-80 с личным составом, выполнявших задачи по патрулированию зоны конфликта в непосредственной близости от столкновения. Кроме того, командующий КСПМ распорядился обеспечить прикрытие миротворцев с воздуха парой вертолетов Ми-24.

В 11.30 на место инцидента приехал начальник штаба КСПМ. К тому времени там уже находились представители силовых структур Грузии: начальник местного спецназа, начальник краевой полиции, губернатор региона Самегрело Земо-Сванетия, а также два депутата парламента Грузии. Силы миротворцев оказались блокированными контингентом грузинского спецназа численностью до 100 человек.

В 11.47 прибыл патруль ООН. В ходе беседы с губернатором региона и начальником Зугдидского сектора ООН обсуждался вопрос передачи задержанных грузинских военнослужащих и их оружия грузинской стороне в присутствии наблюдателей ООН, на что грузинская сторона первоначально дала согласие. Однако в 12.15, получив указание по сотовому телефону, губернатор региона отказался принимать задержанных миротворцами грузинских военных и демонстративно покинул район.

В 12.20 грузинские подразделения открыли огонь из стрелкового оружия в воздух. Стрельбу вели около 40 человек в течение 3-4 минут. В 12.30 данная провокация повторилась. Военнослужащие из состава патрулей КСПМ СНГ оружия не применяли.

В 12.25 в ходе выполнения полетного задания, вертолет КСПМ СНГ Ми-24 (бортовой номер 21) подвергся обстрелу с земли из стрелкового оружия силовых структур Грузии.

Патруль МООННГ покинул место инцидента после открытия огня в воздух военнослужащими МВД Грузии и до окончания разрешения ситуации не появлялся.

К 12.40 место происшествия было дополнительно оцеплено грузинскими военнослужащими численность около 300 человек, которые находились на огневых позициях. Было замечено 5 снайперов, 11 гранатометчиков, вооруженных РПГ-7В, и более 25 военнослужащих, вооруженных РПГ-22.

В 14.20 на место инцидента прибыл президент Грузии Михаил Саакашвили в сопровождении охраны около 60 человек. В это же время со стороны моря подошли четыре катера береговой охраны Грузии. Саакашвили в жесткой форме потребовал от начальника штаба КСПМ немедленно покинуть территорию Грузии.

В 14.40 задержанные грузинские военнослужащие были переданы представителям силовых структур Грузии.

Впоследствии грузинскими военнослужащими неоднократно предпринимались попытки по блокированию миротворческих патрулей в указанном секторе зоны конфликта. В адрес российских миротворцев звучали угрозы о физической расправе и осуществлялись другие провокационные действия.

В ходе инцидента трое военнослужащих КСПМ получили травмы различной степени тяжести; у них были изъяты автомат АК-74, гранатомет РПГ-22, повреждена радиостанция. В настоящее время с грузинской стороной достигнута договоренность о возврате изъятого оружия.

В ходе проведения послеполетного осмотра вертолета Ми-24 экипажем обнаружена одна пробоина в правой крышке шасси фюзеляжа калибра 7,62 мм.

Анализируя итоги случившегося 30 октября с.г. инцидента в зоне грузино-абхазского конфликта, прежде всего, следует отметить три момента.

Во-первых, на протяжении всего многочасового противостояния с грузинской стороной российские военнослужащие из состава КСПМ СНГ ни на йоту не отклонялись от поставленных имеющимся мандатом целей и задач, вели себя в соответствии с воинским уставом, сохраняли выдержку и достоинство, воздержались от применения оружия (хотя созданные грузинами провокационные условия вполне давали на это право в целях самообороны).

Во-вторых, новая акция грузинской стороны с участием высшего руководства страны вновь подтверждает провокационную направленность действий Тбилиси в отношении КСПМ СНГ, нежелание урегулировать имеющиеся проблемы мирным переговорным путем, стремление угрожать применением силы, в т.ч. с использованием вооружений и боевой техники. Обращает на себя внимание, что инцидент произошел вблизи т.н. патриотического лагеря, организованного грузинскими властями непосредственно у абхазской границы, и являющегося серьезным раздражителем для абхазской стороны. Мы не раз призывали к его ликвидации, при этом с нами солидаризировались многие западные страны и структуры ООН.

В-третьих, не вызывает сомнений, что действия грузинского руководства и лично президента Саакашвили, в т.ч. в ходе данного инцидента, во многом определяются внутриполитической ситуацией в стране. Растут протесты оппозиции против политики властей, падает рейтинг президента. Как это нередко бывает, кризис внутри страны власти пытаются разрешить за счет отвлечения от него внимания населения через демонстративные действия на внешнеполитической арене. В условиях, когда предстоят массовые митинги грузинской оппозиции, не исключено, что от Саакашвили можно ожидать еще более резких шагов по нагнетанию ситуации в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов и дальнейшему осложнению грузино-российских отношений.