Снятие моратория на приватизацию зданий - объектов культурного наследия, которое планируется на 1 января 2008 года, необходимо приостановить до того момента, когда будет подготовлена нормативно-правовая база, обеспечивающая сохранность наследия и заинтересованность инвесторов в цивилизованном обращении с ним. Как передает корреспондент ИА REGNUM, таков ключевой пункт резолюции круглого стола "Историческая недвижимость в России: взаимодействие бизнеса, государства и общества", прошедшего 31 октября в Москве. Участники круглого стола также намерены добиваться обращения Общественной палаты РФ к президенту России с просьбой издать Указ о неотложных мерах по сохранению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры Российской Федерации.

Как отметила член Общественной палаты РФ, председатель Центрального совета Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Галина Маланичева, в настоящее время более половины всех памятников истории и культуры России находятся в неудовлетворительном состоянии. Между тем, подчеркнула она, "в стране отсутствует четкая культурная политика в сфере культурного наследия", что позволяет субъектам Федерации проводить свою политику, нередко разрушительную.

Участники круглого стола отметили отсутствие подзаконных актов, которые обеспечивали бы нормальное правоприменение Федерального закона № 73 "Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов Российской Федерации", принятого еще в 2002 году, а также дезорганизацию государственных органов охраны культурного наследия, усугубленную частичной передачей их на региональный уровень. На этом фоне, по мнению большинства выступавших, привлечение цивилизованного бизнеса в сферу исторической недвижимости оказывается чрезвычайно затруднительным.

Так, в настоящее время методика формирования ставок арендной платы предусматривает увеличение платы в случае, если в результате деятельности арендатора, памятник приведен в порядок. При этом арендатор, вкладывающий собственные средства в реставрацию исторической недвижимости, не имеет гарантий преимущественного права выкупа здания, которое он восстановил, и постоянно находится под угрозой лишиться его при приватизации. Отсутствие налоговых льгот для бизнеса, берущего на себя труд отреставрировать историческую недвижимость, также действует дестимулирующим образом.

"Государство не может спокойно уйти от своей обязанности, не обеспечив даже законодательную базу для сохранения культурного наследия, - заявила Галина Маланичева. - Бизнес должен почувствовать неравнодушие государства к сохранению наследия и иметь гарантии сохранности вложенных им средств".

С рядом предложений выступил в ходе круглого стола член Общественной палаты РФ, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. Так, в частности, по его словам необходимо определить порядок изъятия исторической недвижимости у собственников, поставивших здания-памятники под угрозу утраты, предусмотрев при этом компенсацию понесенных ранее собственником затрат, а также введение специализированной "архитектурной полиции", которая была наделена бы полномочиями контролировать соблюдения требований закона в части охраны культурного наследия и обладала бы свойствами силовой структуры.

Григорий Томчин особо подчеркнул необходимость создания при Правительстве РФ межведомственной комиссии с участием представителей общественности, которая срочно занялась бы разработкой законодательной базы, обеспечивающей процесс приватизации объектов культурного наследия и их последующего сохранения как специфических объектов частной собственности.

В то же время он не счел возможным однозначно поддержать идею продления моратория на приватизацию памятников. "Если мы продлим мораторий, мы потеряем памятники, от того, что они останутся в их нынешнем положении, а если не продлим, - потеряем от приватизации", - заявил он.

В ходе круглого стола член Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, заместитель председателя Центрального совета ВООПИиК Ирина Заика проинформировала участников, что рабочая группа Министерства культуры завершает работу над проектами Положения о приватизации объектов культурного наследия, Положения о страховой охране памятников истории и культуры и Положения о предметах охраны объектов культурного наследия. Только утверждение данных документов, по ее мнению, может послужить основание для снятия моратория с приватизации памятников.

К "тройственному партнерству" государства, бизнеса и гражданского общества в деле сохранения культурного наследия России призвал генеральный директор Национального Центра Опеки Наследия Валентин Мантуров. "Государство - плохой хозяин и плохой партнер, - сказал он, - но оно обязано создавать условия для работы коммерческих и некоммерческих организаций. Но на сегодня государство совершенно не готовится к приватизации. Я могу утверждать, что ни на один объект исторической недвижимости нет правоустанавливающих документов в необходимом объеме, нет реестра объектов культурного наследия и т.д.". В связи с этим он подчеркнул необходимость расширения возможностей для деятельности общественных и некоммерческих организаций, которые могли бы брать на себя выполнение части функций, не выполняемых в настоящее время государством. В частности, Валентин Мантуров как на одну из первоочередных задач указал на определение правового статуса трастовых организаций, которые могли бы осуществлять грамотную подготовку инвестиционных проектов в сфере исторической недвижимости, и профессиональное управление объектами, находящимися как в государственной, так и в частной собственности.

"Доходность инвестиций в этом сегменте оправдывает риски, - подчеркнул Валентин Мантуров. - Международный опыт показывает, что лишь немногие из 500 известных человечеству видов экономической деятельности способны оказывать такое влияние на экономику, как восстановление исторических зданий". В ходе круглого стола было объявлено о намерении Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" объединить усилия в деле сохранения памятников истории и культуры с Общественной палатой РФ и общественными организациями, профессионально работающими в этой сфере, такими как ВООПик и "Национальный центр опеки наследия", и, в частности, поддержать на уровне Правительства лоббирование внесения в законодательство указанных изменений.

Об этом сообщил председатель "Деловая Россия" Борис Титов. По его словам, "Делова Россия" также намерена образовать внутри организации специальное направление работы, связанное с обращением с исторической недвижимостью.

Как заявил ИА REGNUM Борис Титов, сегодня историческая недвижимость, в глазах бизнеса, является очень привлекательным активом. "Проблематика исторической недвижимости волнует бизнес с точки зрения возможности использования для целей бизнес-проектов или корпоративной недвижимости; но, с другой стороны, у бизнеса есть понимание того, что использование ее должно идти в соответствии с общественными запросами и с правилами, установленными в обществе, с тем, чтобы сохранить культурно-историческую ценность и облик этих объектов", - пояснил он.

"Существующее сегодня негативное отношение к бизнесу в этом отношении небеспочвенно, потому что тогда, когда у нас во многом была вседозволенность, многие бизнесмены использовали историческую недвижимость, меняя ее облик, перестраивали, рушили ради получения дешевой недвижимости для своих бизнес-проектов, - продолжил лидер "Деловой России". - Такого не должно быть; мы должны понять, что это мешает нашему дальнейшему продвижению. Мы сами же будем на себе испытывать негативные последствия наших поступков. Поэтому сегодня мы должны правильно определить правила игры с тем, чтобы и общество видело исторический облик городов, и чтобы сами исторические здания получали необходимые инвестиции и работали для бизнеса и общества".

"Ситуация в этом отношении ужасно запущенная, - признал Борис Титов, - но иногда просто стоит приложить усилия, объединиться всем организациям, которые заинтересованы в решении этой проблемы. В таких случаях бывает, что многие вопросы начинают решаться очень быстро, особенно, когда у нас есть такая твердая рука - президент, который может очень быстро все изменить".