17 организаций, занимающихся предоставлением туристских услуг, проверили сотрудники Территориального Управления Роспотребнадзора по Воронежской области. В 15 из них были выявлены нарушения действующего законодательства, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Роспотребнадзора.

Напомним, с 1 января 2007 года в России отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом "Об основах туристской деятельности в РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Среди нарушений, выявленных в работе воронежских организаций туриндустрии - не доведение до потребителей информации о фирменном наименовании и месте нахождении организации, режиме работы, о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа. Такие нарушения допустили ИП Чистяков И.И., ООО "Центр игровых технологий", ООО "Метрополь", ООО "Центральное агентство воздушных сообщений", ООО "Странник", ООО "Ленг", ООО ТП "Черноземье", ИП Попова.

Рядпредприятий потребителю не представляли необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Так, не представлялась информация о туроператоре (полное наименование, адрес, почтовый адрес, реестровый номер) ООО ТА "Лира", ООО "Метрополь", ООО "ЦАВС", ООО Вояж Клуб, ООО ТЦ Странник, ИП Попова, ООО "Дельфин-2", ООО "Ленг", ООО ТП "Черноземье", ИП Коровина Л.А.

ООО ТА "Лира", ООО "Метрополь", ООО "ЦАВС", ООО " Вояж Клуб", ООО ТЦ "Странник", ООО "Ленг", ООО ТП "Черноземье" не предоставляли потребителю информацию о наличии договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, о банковских гарантиях исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора, адрес и почтовый адрес, организации, представившей финансовое обеспечение).

Информацию об общей цене туристского продукта в рублях (общая цена указывалась в условных единицах) не предоставляли ИП Числов И.И., ООО " Вояж Клуб"; об обязанностях и ответственности сторон - ООО ТА "Лира", ООО "ЦАВС", ООО "Метрополь", ООО "Странник"; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушений условий договора - ООО ТА "Лира"; об уплате денежной суммы по банковской гарантии, об основаниях для осуществления таких выплат по договору о банковской гарантии - ИП Числов И.И.; об условиях изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта - ООО "Метрополь"; о почтовых адресах и контактных телефонах дипломатических представительств и консульских учреждений, находящихся в стране временного пребывания - ИП Дергач И.Г.

В нарушение действующего законодательства, в договор вносились пункты, ущемляющие права потребителя. Так, в нарушение ст.32 Закона "О защите прав потребителей" на потребителей возлагались следующие обязательства: при возврате билета менее чем за семь дней до отъезда, удерживается 25% стоимости, менее чем за 72 часа 100% (ООО ТА "Лира"), менее чем за 14 суток до вылета возврат денег 70%, семь суток - 50%, 3 суток - 22%, 24 часа 99% (ООО " Метрополь"), при отказе заказчика от тура менее чем за 10 суток, удерживается 100% (ООО " Вояж Клуб"). Аналогичные нарушения были установлены при заключении договора с ООО ТЦ " Странник", ООО "Ленг", ООО ТП "Черноземье".

В нарушение п.17 Закона в договоре предлагалось рассматривать иски о защите прав потребителей только по месту нахождения туроператора (г.Москва) - ООО "Метрополь", ООО "Ольвия", ИП Попова "Каре Тур", ИП Деркач И.Г. В нарушение п.19. Правил, где указано, что не позднее 24 часов до начала путешествий необходимо передать заказчику необходимые документы на услуги, в договорах сроки трактовались в угоду турагентства. Так в договоре с ИП Поповой Е.П. "Каре Тур" указано "выдать пакет документов накануне начала тура или непосредственно в аэропорту", в ООО ТЦ " Странник" "за три часа до вылета", в ООО ТП "Черноземье" "не позднее, чем за два часа до вылета".

В нарушение п.22 Правил, где четко оговорена ответственность исполнителя, вносились в договор следующие пункты - турагент не отвечает за возможные неточности, допущенные в гостиничных и других рекламных проспектах, за отмену или изменение времени отправления авиарейсов и связанные с этим изменения объемов и сроков туристических услуг (ИП Числов И.И.,ООО "Метрополь"). В нарушение п.20 Правил каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения, однако в договоре с ООО "Метрополь" указано, что турагент имеет право без согласия клиента перенести сроки проведения поездки, заменить продолжительность поездки не более, чем на 48 часов.

В нарушение ст.108 Воздушного кодекса в договоре не был предусмотрен возврат денежной суммы при отказе от полета на чартерном рейсе (ООО "Дельфин-2"). В нарушение ст.9 Закона "Об основах туристской деятельности в РФ" претензии к качеству туристского были предусмотрены в договоре в течение 10 дней после окончания тура (фактически 20дней), рассмотрение претензий в течение 15 дней (10 дней) - ООО "Дельфин-2".

За допущенные нарушения законодательства составлено 25 протоколов по ч.1, 2 ст.14.8 КоАП РФ, в том числе привлечено к административной ответственности два юридических лица.