Грузинский олигарх Бадри Патаркацишвили, проживающий ныне в Великобритании и являющийся компаньоном Бориса Березовского, 18 октября опубликовал документ со своим видением развития Грузии, включающий его соображения по историческим задачам страны и ее стратегическим приоритетам, - сообщает корреспондент ИА REGNUM. Как считает Патаркацишвили, "очень важно, чтобы каждый человек, которого волнует будущее Грузии, дал оценку проходящим в стране политическим процессам и нашел истинные пути развития страны".

"Перед Грузией стоят три исторические задачи - независимость, территориальная целостность и демократизация всех жизненно важных сфер страны. На данный момент страна на пути выполнения этих задач достигла только частичных, но очень важных результатов.

- Независимость. После распада Советского Союза Грузия достигла политической независимости, и ее политический статус как независимого, суверенного и демократического государства был точно определен Конституцией страны. Однако для политической независимости Грузии было необходимо, и необходимо и сегодня, упрочнение экономической независимости.

- Территориальная целостность. В результате перенесенных Грузией в 90-х годах прошлого столетия революционных изменений было получено самое тяжелое наследство - частичная потеря территориальной целостности. Нужно отметить, что все страны бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики и Белоруссии, оказались перед проблемой сепаратизма. Не смогла избежать этой проблемы и Россия. В условиях тоталитарной власти и разрушения империи этот процесс носит объективный характер, поскольку баланс, созданный имперской властью за века, был основан на противостоянии людей, а не на их общих политических и экономических интересах, культурных и национальных традициях. Решение проблемы Абхазии и Южной Осетии в этом контексте становится краеугольным камнем восстановления территориальной целостности Грузии. Поэтому второй исторический приоритет Грузии заключается в восстановлении территориальной целостности и устройстве государственной системы, адекватной для нового демократического, политического и экономического строя страны.

- Демократизация. За весь период независимости грузинский народ, а также первый и второй президенты заложили основы новой для Грузии демократической политической системы и рыночной экономики. С этого начался необратимый процесс демократических реформ. Это означает, что в Грузии завершился революционный процесс, и что страна перешла на тот этап эволюционного развития, который должен доказать каждому гражданину Грузии преимущества новой политической и экономической конструкции в сравнении с предыдущей. И для решения исторических задач на пути строительства либерального, независимого государства важно формулирование стратегических целей", - говорится в документе.

"Первый и главный стратегический приоритет Грузии заключается в достижении экономической независимости. Следует отметить, что страны бывшего СССР оказались в различных экономических условиях, в первую очередь, с неравными запасами природных ресурсов, и подавляющая часть продукции, которую выпускали эти страны, не могла конкурировать с продукцией стран с развитой рыночной экономикой. Недостаток ресурсов, в первую очередь энергоносителей, объективно поставил Грузию в очень тяжелое положение. Несмотря на это, грузинский народ пошел на тяжелый экзамен - на изменение менталитета. Суть рыночной экономики заключается не только в экономических механизмах, но и в менталитете. На сегодняшний день большая часть граждан осознала на собственном опыте необходимость взятия ответственности. Они уже не ждут, что их проблемы решит царь, Генсек ЦК или госчиновники. Поэтому главной задачей для реализации указанного приоритета стала техническая задача по созданию и обеспечению максимальной самореализации и правового формата для предпринимательства.

Второй стратегический приоритет Грузии заключается в создании такого государственного устройства, которое будет адекватно новому суверенитету и новой политической и экономической системе страны. Ясно, что создавшаяся в Абхазии и Южной Осетии ситуация является виной не только недальновидной политики России, но и результатом произошедших в Грузии изменений. Последние годы выявили явное несовершенство государственного устройства и необходимость его кардинальной демократизации. Это в первую очередь означает перераспределение функций между центром и регионами в пользу последних. Иначе говоря, нам необходимо федеративное устройство государства. На самом деле забота центра должна ограничиваться только сохранением единого экономического и оборонного пространства Грузии; остальные функции должны быть перераспределены между регионами.

Третий стратегический приоритет состоит в усовершенствовании демократической власти, что в случае Грузии подразумевает переход от президентской к парламентской республике, формирование двухпалатного парламента, упрочение принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной властей, а также обеспечение верховенства закона. Вот основные ориентиры демократической Грузии. Идея, высказанная Католикосом -Патриархом Всея Грузии Святейшим и Блаженнейшим Ильей II по возобновлению в Грузии института монархии по аналогу с современной Великобританией, заслуживает со стороны общественности особого внимания.

Четвертый приоритет - демократизация общественности. Общественная демократизация означает перераспределение власти между властями и общественностью в пользу последней. Власти не должны оказывать сопротивление, но всячески обязаны поощрять инициативу формирования общественных организаций и институтов, которые по собственной воле возьмут на себя ту или иную функцию властей. Опыт стран с демократическими традициями показал, что самоформирующаяся общественность намного эффективнее управляемой.

Пятый приоритет - демократизация внешней политики Грузии. Это означает повышение качества свободы Грузии во внешнем мире. Внешняя политика Грузии должна отвечать только интересам страны и ее граждан. Интересы Грузии должны стоять выше интересов любой страны - США, России и т.д. Грузия - в первую очередь! Только в случае такого подхода мы явимся патриотами.

Перефразировав высказывание известного политика, замечу, что "Грузия не имеет друзей, она имеет свои интересы". Грузия имеет два основных внешнеполитических интереса - Россия и США. Насколько бы ни была агрессивна Россия - она является нашим соседом. Насколько бы сильны не были США - они находятся за океаном. Америка является сильной и дружественной, но далекой. Россия - агрессивной, но близкой. Проблема Грузии со снабжением энергоресурсами является явным подтверждением этого мнения. Давайте посмотрим правде в глаза и откровенно скажем - суть внешней политики Грузии заключается в политике балансирования, в балансировании отношений с различными странами. Поэтому вступление Грузии в НАТО и последующая интеграция в Евросоюз полностью отвечает основным интересам грузинского народа, однако это не должно происходить назло кому-то.

Шестой приоритет - наследственность власти. Никакое действие ни в одном стратегическом направлении не будет возможным, если не быть уверенным в завтрашнем дне. Это не просто слова. Власть, элита, общество, люди должны быть уверены, что то, что они делают сегодня, завтра найдет логическое продолжение и во власти, и бизнесе, и культуре, и науке, и, вообще, в ежедневной жизни. На тяжелом переходном этапе, который сейчас переживает Грузия, главной задачей для сохранения стабильности является передача власти по наследству во всех властных элитах - среди политиков, духовных лиц, предпринимателей, военнослужащих, представителей спецслужб, журналистов. На примере нашего ближайшего соседа - России мы видим, до каких разрушительных результатов довела ее безуспешная попытка передачи по наследству власти Ельциным Путину. Мы обязаны заучить этот урок и не повторить ошибку России, чтобы не потерять уже приобретенное, и путем реформ продолжить прогресс. Вся элита страны должна получить гарантию того, что после проведения последующих парламентских выборов все сопровождавшие революцию ошибки не будут использованы в качестве инструмента шантажа. Это возможно только в одном случае - если мы поставим точку революционному этапу и признаем его результаты. И это должно быть оформлено на уровне закона. Здесь мы должны констатировать, что гарантом указанного решения помимо Грузии должны восприниматься только лишь США, а не Россия или хотя бы европейские страны. Наследственность среди элит даст нам возможность осуществить аналогичное и в других слоях общественности. Особенно подчеркну, что, несмотря на то, что этот приоритет я выделил последним, если среди властных элит не будет обеспечена наследственность власти, первые пять приоритетов выполнены не будут", - говорится в документе.

"Осенью 2003 года, спустя несколько дней после завершения революции, я встретился с тогда еще лидером оппозиции Михаилом Саакашвили и передал ему документ с моим видением будущего Грузии. С этим видением в виде тезисов я ознакомил общественность на открытии "Города надежды" в Уреки", - напомнил Бадри Патаркацишвили, отметив, что опубликованный сегодня документ является скорректированной позицией с учетом сегодняшних реалий. "К сожалению, в последнее время президент Михаил Саакашвили все более отдаляется от моих (и я уверен, что не только от моих) идеалов. Именно из-за этого, а не из-за выдуманных его окружением "криминальных" историй, развился конфликт между мной и исполнительной властью", - заявил он.