Государственная дума РФ приняла решение лишить депутата Виктора Тюлькина (КПРФ) права выступления на пленарных заседаниях на один месяц. Как передает корреспондент ИА REGNUM 18 октября Госдума приняла соответствующее постановление с формулировкой "за недопустимые с точки зрения этики публичные высказывания в адрес других депутатов Госдумы". Тюлькина лишили права голоса в четвертый раз по письменному заявлению первого заместителя председателя Госдумы Олега Морозова и Екатерины Лаховой, а также по устной просьбе Анатолия Иванова ("Единая Россия").

Депутат Сергей Бабурин предложил снять вопрос с обсуждения, так как это будет похоже на преследование за коммунистические убеждения. Но по словам председателя комиссии Госдумы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Михаила Рокицкого, предвыборная кампания не дает основания нарушать правила элементарной человеческой этики. Рокицкий подчеркнул, что выступление Тюлькина в ходе пленарного заседания 11 октября создавало впечатление хорошо продуманного, направленного на то, чтобы вывести из равновесия председательствующего Морозова. "Ни о какой политической подоплеке речь не идет. Я не могу позволить себе повторить высказывания", - заявил Рокицкий.

В свою очередь независимый депутат Александр Фоменко поинтересовался, кого Тюлькин назвал "земляной червяк" и предупредил, чтобы депутаты не шли на поводу у Тюлькина, который может использовать запрет на выступление в ходе предвыборной кампании.

Депутат Юрий Савельев ("Родина" -"Патриоты России") отметил, что он бывший учитель Тюлькина в военмехе. "Тюлькин всегда отличался повышенной возбудимостью, имел неуживчивый характер", - сказал Савельев. Он также подчеркнул, что Тюлькин 15 лет проработал в конструкторском бюро, общался с рабочими. По мнению Савельева, жесткие высказывания Тюлькина вызваны также "безысходностью", сложившейся в парламенте атмосферой, когда оппозиционные фракции не имеют возможности ставить вопросы, вдумчиво обсуждать законопроекты. Запрет Тюлькину высказываться в течение месяца стоит в цепи лишения народа высказывать свое мнение, в том числе на референдуме. "Это издевательство", - полагает Савельев.

Как сообщало ранее ИА REGNUM 11 октября Госдума одобрила в первом чтении поправки к Федеральному закону "О референдуме". Согласно нововведениям, многие вопросы, относящиеся исключительно к компетенции государственной власти, нельзя будет решать в форме народного волеизъявления. Согласно законопроекту запрещается выносить на референдум вопросы войны и мира, статуса и защиты границ, ратификации международных договоров, бюджета, налогов, изменений финансовых обязательств государства, денежной эмиссии, выпуска госзаймов. Эксперты склоняются к тому, что это означает усиление роли парламента, который как высший законодательный орган власти имеет право принятия любого рода решений относительно общественной и политической жизни страны, а следовательно, дальнейшую консолидацию парламентской и президентской власти.

Виктор Тюлькин выступил с законодательной инициативой отметить запрет на вопросы, затрагивающие госбюджет, аргументируя свою позицию тем, что не бюджет, не правительство и тем более не "Единая Россия" являются главными в стране. Высшим выразителем власти по Конституции РФ является народ. "Предположим, народ проголосовал за партию, которая называет себя "Единая Россия", а потом, присмотревшись, понял: зажрались ребята, кроме как о себе, ни о чем не думают. Пришел народ на выборы, и изменил все", - сказал Тюлькин.

Тюлькин выразил уверенность, что новый запрет от "Единой России" вряд ли станет оспаривать Конституционный суд. "Речь идет о самосохранении того слоя, который находится у власти, в руках которого - деньги и теплые кресла", - сказал Тюлькин. Тюлькин говоря о системе "свободных" выборов, зависимых не от программ и идей, а от финансовой базы участников, отметил, что бывший его учитель, а также спикера Госдумы Бориса Грызлова, нынче - руководитель кафедры политтехнологий в Питере утверждает, "что при наличии соответствующих ресурсов зайца поймаем и проведем хочешь в думу, хочешь - в президенты". Сейчас в Госдуме, по мнению Тюлькина, "таких зайцев достаточно".

При этом Тюлькин вспомнил про ведущего 11 октября пленарное заседание единоросса, первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова и Фариду Гайнуллину. Тюлькин попросил депутатов "не обижать Морозова". "Он правду сказал, недавно выступая перед детьми, что стал человеком без профессии, поскольку был преподавателем научного коммунизма". Куда же, по мнению Тюлькина, теперь деваться Олегу Викторовичу, как не в думу? По словам Тюлькина, Гайнуллина тоже неплохо освоилась в роли парламентария, а чтобы сохранить эти "завоевания" они дружно голосуют за запреты для народа. По их логике, говорил Тюлькин, народ еще не дозрел, пусть дозреет", а единороссы, "за него порулят". Тюлькин также подчеркнул, что среди партии парламентского большинства немало бывших членов КПСС со стажем. По его словам, "партийная прослойка КПСС во фракции "Единая Россия" выше, чем в КПРФ". По словам депутата, в "Единую Россию" пошли все те, кому важнее быть при власти в любое время, "если не сказать при кормушке".

Тюлькин также припомнил историю со Знаменем Победы и Алексея Сигуткина, который, также как Морозов с Гайнуллиной, выдвинут "Единой Россией" на проходное место в предвыборном списке. Тюлькин отметил, что они "заслужили это место" "за антинародные деяния". После этих его слов некоторые единороссы начали покидать зал заседаний. "В блиндажи ушли", - прокомментировал Тюлькин.

"Очень прошу комиссию по депутатской этике высказаться на счет выступления коллеги Тюлькина", - заявил ведущий заседание Морозов. Тюлькин ответил, что привык к тому, что его лишают слова.

"За то, что он сказал, могут и сильно побить, и очень сильно побить", - пригрозил Тюлькину депутат Анатолий Иванов ("Единая Россия").

"Я бы попросил словами на счет "побить" не кидаться", - заявил Сергей Решульский (КПРФ), добавив, "иначе "побить" может быть истолковано, как экстремизм с вашей стороны". Поводом к внесению поправок в закон "О референдуме РФ" депутатами- членами "Единой России" стало мартовское решение Конституционного суда, принятое после запроса КПРФ о правомерности отказа в проведении референдума, предполагавшего изменение внутренних финансовых обязательств государства. Постановление Конституционного суда гласило, что подобные вопросы выносить на референдум можно только в том случае, если они не допускают изменений в действующем бюджете.