Последний официальный документ, касающийся процесса приднестровского урегулирования, поступил от молдавской стороны в феврале 2004 года, после срыва подписания так называемого "Меморандума Козака", - сказал заместитель главы внешнеполитического ведомства Приднестровья Владимир Ястребчак, выступая 17 октября на заседании комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета Приднестровья. На данном заседании депутаты заслушали информацию Министерства иностранных дел ПМР о ходе переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем, передает корреспондент ИА REGNUM. "Впоследствии были предложения посредников, личные инициативы отдельных должностных лиц, но из Молдавии официально рода предложения не направлялись", - отметил дипломат. Касаясь последних заявлений молдавского президента Владимира Воронина, он отметил, что сделаны они были "в весьма своеобразной форме - через средства массовой информации". Политические планы не предлагаются посредством интервью в СМИ, подчеркнул Ястребчак.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в интервью "Комсомольской правде в Молдове", опубликованном 4 октября, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По его словам, речь, в частности, может идти об устранении пограничных полицейских постов вдоль реки Днестр, максимальном сокращении совместных миротворческих постов, решении общих задач инфраструктурного характера. Так, по мнению Воронина, "настоящим прорывом" стало бы восстановление единства железной дороги. Молдавский лидер также заявил о возможности сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, создания общего телевидения и поэтапной аккредитации Приднестровского госуниверситета Министерством просвещения Республики Молдова. Кроме того, Владимир Воронин не исключил возможности снятия всех взаимных ограничений на перемещения официальных лиц Кишинева и Тирасполя. В интервью, опубликованном 10 октября в газете "Известия в Молдове", президент Молдавии предложил официальному Тирасполю строить единые вооруженные силы. По его словам, молдавские эксперты недавно "завершили комплексный анализ всего этого клубка проблем" и выработали особый механизм "демилитаризации региона". "Первое: и Кишинев, и Тирасполь должны в обозримом времени, например в ближайшие полгода, ликвидировать всю тяжелую технику и вооружения, системы залпового огня и ракетные комплексы любых модификаций. Второе: Кишинев предлагает Тирасполю строить единые вооруженные силы. Причем мы с самого начала говорим, что эти, уже объединенные вооруженные силы должны действовать на основе территориального комплектования воинских частей. И главное - они не могут быть использованы для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Третий и, пожалуй, самый главный пункт: эти объединенные вооруженные силы должны принципиально измениться качественно", - заявил Воронин. По его словам, армия объединенной Республики Молдова "может иметь смысл и идейное наполнение только как армия миротворческая, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами".

По словам Ястребчака, "вопрос о демилитаризации вооруженных сил требует детальной проработки профильного ведомства - Министерства обороны Приднестровья".

"Это что, новая практика ведения переговорного процесса? Нигде в мире подобного не было. Может, вообще не стоит обращать внимания на такие инициативы со стороны политиков Республики Молдова. Вполне вероятно, что завтра автор интервью может отказаться от своих слов", - выразил свое мнение депутат Верховного Совета Валериан Тулгара. Если есть политическая воля со стороны молдавского руководства и конкретные предложения, то должен поступить соответствующий документ, официально направленный в адрес президента Приднестровья или Верховного Совета, подчеркнул он. Предложенный вариант, по мнению Тулгары, - это политика очень низкого уровня.