Интервью председателя постоянной парламентской комиссии по экономическим вопросам, экс-министра охраны природы Армении, члена совета республиканской партии Армении Вардана Айвазяна ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Азербайджанские эксперты, а также ряд международных организаций, в частности, Nuclear Threat Initiative - NTI, заявляли, что в Армении нет урановых месторождений. Учитывая, что Вы долгие годы курировали отрасль охраны природы, скажите, насколько данная информация соответствует действительности?

Все вопросы, касающиеся разведки, эксплуатации месторождений радиоактивных веществ, в том числе урана всегда представляют общественный интерес. Если уран рассматривать как энергетический ресурс или радиоактивное вещество, то тут кроме экономической составляющей есть и политическая, которую всегда пытаются разыграть. С этой точки зрения, понятен тот шум, который поднимает наша соседняя страна. Что касается вопроса, существуют ли у нас запасы урана, то могу сказать, что у Армении они есть. Вопрос заключается только в том, что необходимо уточнить их реальные объемы. Исследования относительно урановых залежей проводились не Арменией, они были проведены еще в годы Советского Союза. Когда были обнаружены запасы в Армении, более крупные запасы урана были обнаружены и в Казахстане. В то время власти СССР приняли решение, что целесообразнее эксплуатировать месторождения в Казахстане, а не в Армении. Предложение относительно эксплуатации месторождений урана поступило с российской стороны в лице "Росатома". Этим обусловлен и визит главы "Росатома" Сергея Кириенко в Ереван, подписание документа о сотрудничестве, программы действий, которой предусматривается уточнение реальных запасов, разработка плана мероприятий по добыче, а уже в дальнейшем сам процесс добычи. Армения и Россия придерживаются всех международных норм в этой отрасли, в том числе и принятых МАГАТЭ, в этой связи в данном вопросе нет ничего, что могло бы вызвать беспокойство. Синдром "озабоченности" связан с тем, что в урановом проекте участвует именно российская сторона, а не какая-то другая страна. Участие российской стороны обусловлено рядом факторов. Во-первых, по сравнению с другими странами у Армении с Россией самые активные партнерские отношения. Во-вторых, Россия является приемником СССР и все материалы исследования урановых месторождений и запасов хранятся у них. На Армянской атомной станции действует технологический цикл, используемый в России. Более того, сотрудничество с российской стороной также решает дальнейший вопрос переработки ядерных отходов. Я бы хотел спросить у тех, кто против участия российской стороны в данном проекте, а почему не Россия? На этот вопрос, по-моему, ни кто не сможет четко ответить.

ИА REGNUM: Что в целом даст Армении эксплуатация урановых месторождений?

Мы живем в XXI веке, и глупо выглядела бы страна, имеющая запасы урана и не добывающая их, и при этом страна, которая к тому же имеет атомную электростанцию. В современном мире атомная энергетика распространяется и развивается, постепенно она становится серьезной альтернативой для других способов производства электроэнергии, в том числе для ТЭС и ТЭЦ. Атомная энергетика дает серьезные импульсы для развития экономики страны, о чем свидетельствует опыт развитых европейских стран. Что касается использования урановых запасов в политических целях, то могу отметить лишь, что, к примеру, наш сосед свои незначительные запасы нефти все время использует как флаг, заявляя об этом. У Армении есть уран, который с энергетической точки зрения более эффективный, и если рассматривать в ценовом эквиваленте, то это единственный продукт, который в последнее время резко возрос в цене. Заявляется, что использование урановых месторождений может повлечь за собой серьезные последствия, в частности экологические, а также, что уран может быть использован в производстве ядерного оружия, но в этом вопросе у Армении также нет проблем. У нас нет намерения обогащать уран в стране. Армения намечает принять участие в Международном центре по обогащению урана, который будет построен в Казахстане. Таким образом, Армения станет страной, имеющей полный цикл: добыча - обогащение - использование урана, и будет придерживаться всех международных норм. Обогащенный уран можно будет использовать, как топливо для ААЭС, а также и продавать другим странам. Азербайджан же не полностью использует все объемы добытой нефти, он ее экспортирует. Уран будет фактором повышения энергетической безопасности страны, но и будет приносить доходы в госбюджет. Урановая руда не представляет никакой опасности, и ее радиоактивный фон в месторождениях находится в пределах допустимых норм. С Сергеем Кириенко также достигнуто соглашение, что если представители СМИ или общественных организаций будут выражать озабоченность относительно экологической безопасности общин близлежащих к месторождениям, то мы их направим в Казахстан, для того что бы ознакомились с ситуацией во всех тех общинах, близь которых проводится добыча. По моему глубокому убеждению, разработка месторождения урана повысит роль Армении в регионе. Разработка урановых месторождений - это перспективное направление для страны, которое станет импульсом дальнейшего развития, и не использовать эту возможность несерьезно. Никто не может представить резких доводов, для запрета Арменией эксплуатации урановых месторождений. Если наши "соседи" не хотят, это их проблема, важно, чего хотим мы - в нашем доме мы хозяева. Мы же не протестуем против добычи нефти, заявляя, что Азербайджан тем самым загрязняет окружающую среду. Не заявляем, почему вы по нефтепроводу экспортируете нефть, и в случае катастрофы нанесете экологический вред Армении. Мы осознаем, что это их внутреннее дело, то же должны понять и они.

ИА REGNUM: Интересно, а какие запасы урана существуют в Армении, и когда начнется эксплуатация месторождений?

Я не хотел бы говорить о конкретных цифрах, пока не завершены окончательные оценки объемов урана на месторождениях. По предварительным оценкам, запасы составляют 50 тыс. тонн, однако реальные показатели запасов могут колебаться в промежутке 25-100 тыс.тонн. Необходимо понять, что предварительные оценки проводились в 70 годы прошлого столетия, когда методы оценки, добычи, цена были совсем разные. При одних ценах эксплуатация того или иного месторождения экономически не эффективна, но при повышении цен эксплуатация становится прибыльной. Оценки, которые были проведены много лет назад, те нормативы, которые использовались для оценки того или иного месторождения, на сегодняшний день уже устарели. Если раньше эксплуатация месторождений, где содержание золота в породе не достигало одного грамма, считалось неэффективным, то сегодня эксплуатируются месторождения, где содержание золота в руде составляет 0,3 граммов. Что касается эксплуатации уранового месторождения, то об этом можно будет говорить конкретно, когда будут завершены все работы по окончательной оценке запасов - в сентябре- октябре 2008 года. После этого будет разработана детальная программа, а также этапы эксплуатации, финансовые вопросы уже решены, осуществляются соответствующие работы. Мне кажется, что начало эксплуатации станет возможным где-то через 5 лет. На сегодняшний день оценочные работы проводятся в одном районе Сюникской области, но предполагается, что в Армении есть 8-9 месторождений урана, в частности, в Гегаркуникской области.

ИА REGNUM: Вы коснулись золотодобывающий отрасли, как по-вашему, чем обусловлено, что владелец Араратского золотодобывающего комбината (AGRC), компания Vedanta Resources решила продать свои активы в Армении? Учитывая, что в AGRC были обнаружены серьезные нарушения, как отразится смена владельца на деятельности компании?

Я скажу вам одно, что подход в золотодобывающей отрасли несколько иной и находится в другой плоскости. Если эксплуатации урановых месторождений регулируется особым законом, ответственность несет правительство, оно принимает нормативы для полного регулирования, решает вопросы ядерных отходов, то в вопросе добычи золота подход другой. Добыча золота - сугубо горнодобывающая сфера, и каких- то национальных подходов нет, поэтому мы не ставим разницы между английской или, к примеру, российской компанией. Поэтому, те требования, которые были предъявлены к бывшему собственнику комбината, будут предъявлены и новому. Мы поставили требования, что эксплуатация должна быть более рациональна, новый собственник должен провести переоценку месторождения. Я уверен, что все эти требования новый владелец выполнит, построит новый обогатительный комбинат. Недра принадлежат государству, а их эксплуатация предоставляется частным компаниям, если они выполняют требования, то это похвально, но если допускают нарушения, мы меняем компанию. В случае с AGRC, мы на несколько месяцев приостанавливали деятельность комбината, налагали штрафы, и они их выплатили. Мы даже обнаружили, что компания скрыла 2,5-3 тонн золота. Они заявляли, что не скрывали подобные объемы, однако тогда возникает вопрос, почему они выплатили штраф.