Российские фигуристы откатали армянский танец под азербайджанскую музыку: Азербайджан за неделю
Азербайджан, 25 сентября, 2007, 18:19 — ИА Регнум. Политика. Азербайджан-Россия. Вокруг Габалинской РЛС. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Экономика. Финансы
Политика
20 сентября 1993 года парламент Азербайджана принял решение о вступлении в СНГ. Спустя 14 лет в обществе бытуют различные мнения по поводу этого образования. В интервью "Эхо" своими размышлениями на этот счет поделился один из участников подключения Азербайджана к СНГ, политолог Расим Мусабеков, который находился в 1992 году в составе азербайджанской делегации в Алма-Ату, где Азербайджан и подписал соответствующую декларацию. "Я и тогда поддерживал это решение и сейчас считаю, что оно было правильным по той простой причине, что именно включением в СНГ Азербайджан легитимизировал свою независимость. Хочу напомнить, что, к примеру, Грузия, которая тогда не подключилась к этому процессу, еще очень долго ждала своей независимости и вступления в
Вопрос, связанный с принятием дополнений и изменений в Избирательный кодекс, не включен в повестку дня осенней сессии Милли меджлиса (парламент), которая начнется 1 октября. Об этом заявил в ходе пресс- конференции первый заместитель председателя Милли меджлиса Зияфет Аскеров. По словам Аскерова, Избирательный кодекс Азербайджана соответствует тому, чтобы предстоящие президентские выборы, которые состоятся в октябре 2008 года, прошли, как он выразился "на высшем уровне". ("525-я газета") Парламент также рассмотрит и военную доктрину Азербайджана. При этом он уклонился от обнародования содержания этого документа. Кроме этого Милли меджлис рассмотрит и законопроекты, которые депутаты не успели принять в ходе весенней сессии парламента. "Некоторые из этих законопроектов были приняты в первом или втором чтении",- пояснил он. Парламентарий также сообщил, что предусматривается принятие изменений в Уголовный, Процессуальный и Трудовой кодексы.
Комментируя заявление депутата
Азербайджан-Россия. Вокруг Габалинской РЛС
Первое совместное посещение Габалинской РЛС высокопоставленными военными чинами Азербайджана, США и России на этой неделе вызвало целую волну комментариев в разных странах планеты, - пишет "Эхо". Газета отмечает интересное заявление, сделанное журналистам первым вице-спикером Милли меджлиса Азербайджана Зияфетом Аскеровым. Он не исключил того, что после 2012 года Габалинская РЛС может быть вообще закрыта. "На днях эксперты трех стран побывали на РЛС, и они представят полный отчет о реальном состоянии РЛС главам своих стран. В октябре текущего года возможен новый визит экспертов на РЛС. В октябре и будет принято конкретное решение президентов трех стран относительно совместной эксплуатации РЛС", - сказал он. Аскеров отметил, что до 2012 года, согласно соглашению, Россия арендует РЛС. "После окончания срока соглашения, может быть рассмотрено несколько вариантов: либо РЛС будет закрыта, либо будет эксплуатироваться совместно, либо эксплуатироваться только Азербайджаном самостоятельно, или же Россия продлит срок соглашения", - подытожил он.
Обозреватель The New York Times Том Шенкер сообщает, что "американские технические специалисты весь день изучали оборудование российской РЛС в Азербайджане, однако директор программы ПРО Пентагона уже категорически заявил, что созданная в советское время система дальнего обнаружения не сможет заменить собой ту РЛС сопровождения, которую Соединенные Штаты Америки предлагают развернуть в Чехии. Директор агентства ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг призвал Кремль отказаться от своих возражений по поводу планов США о размещении 10 ракет-перехватчиков в Польше и радарной установки в Чехии. Выступая в вашингтонском Европейском институте - организации, занимающейся проблемами государственной политики и специализирующейся на вопросах трансатлантических отношений, генерал призвал Москву включить свою РЛС в Азербайджане в американскую систему ПРО, предлагаемую к размещению в Центральной Европе, чтобы они работали в тандеме". "Что касается сотрудничества, мы очень серьезно относимся к российскому предложению, - сказал генерал Оберинг, - поэтому собираемся в максимальном объеме изучить его". Вместе с тем Оберинг заявил: "Мы не думаем и не ожидаем, что предложенное ими может стать заменой тому, что мы предлагаем для Польши и Чехии". По его словам, последние оценки российской системы дают основания говорить, что она "не способна выполнять функции" американской РЛС, которую предлагается разместить в Чехии. Как сказал Оберинг, российская РЛС в Азербайджане имеет широкую полосу обзора и эффективна в вопросах дальнего обнаружения. В отличие от нее, у американского радара довольно узкий сектор обзора, но он обеспечивает детальную и четкую картину, что необходимо для сопровождения отдельных ракет и наведения на них оружия ПРО. По словам генерала, Габалинская РЛС может оказаться полезной в деле предупреждения системы ПРО об иранском нападении. "Я не знаю, приемлемо ли это для русских", - отметил Оберинг. ("Эхо")
А министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил в Баку, что необходимо определенное время, чтобы эксперты России, США и Азербайджана пришли к какому-либо решению по вопросу совместного использования РЛС. "Теперь у сторон больше информации о возможностях объекта", - сказал глава МИД Азербайджана. (ИА "Тренд") Мамедъяров сказал, что трехсторонние переговоры по совместному использованию РЛС в Габале будут продолжены. По его мнению, пока рано делать какие-либо выводы. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк после визита экспертов сказал, что Габалинская РЛС не может быть дополнением к американской системе ПРО. По его словам, российское предложение следует рассматривать как альтернативу планам США по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии. (ИА АПА) "Сотрудничество по Габалинской РЛС между США и Россией невозможно, - считает вице- президент Американского совета по внешней политике Айлэн Берман. - "Москва дала ясно понять, что ее предложение зависит от того, откажутся ли США от размещения своей системы ПРО в Польше и Чехии". В интервью ИА "Тренд" Берман сказал, что встреча американских, азербайджанских и российских экспертов по обсуждению возможностей использования Габалинской РЛС очень значительна. "Предложение президента Путина по противоракетному сотрудничеству, в котором главное место занимает использование радара в Габале, было важной попыткой со стороны Кремля содействовать США по особо важному для них вопросу - методам, которыми можно сдерживать Исламскую Республику Иран", - отметил эксперт. По его словам, официальные лица Вашингтона уже дали понять, что несмотря ни на что, США останутся приверженными к созданию системы ПРО в Европе. "Вопрос в том, смогут ли Москва и Вашингтон прийти к общему мнению по региональной защите взамен этого", - добавил Берман.
"Не исключено, что Иран выразит протест против окончательного решения по Габалинской РЛС, несмотря на то, что страна не реагирует на обсуждение вопроса Россией и США. Это будут лишь слова, действенных шагов Иран не предпримет", - заявил в свою очередь иранский политолог Ахмед Зейдабади. ("Эхо") Совместное использование РЛС Россией и США вызовет резкую реакцию официальных лиц Ирана, - сказал Зейдабади. "Конечно, Россия как ближайший союзник Ирана попытается всячески смягчить резкую реакцию официального Тегерана. Россия может убедить Иран смириться с реальностью. Не думаю, что Иран станет портить отношения с Азербайджаном из-за РЛС", - сказал он.
Переговоры о судьбе Габалинской РЛС стали одной из главных тем пресс-конференции заместителя министра иностранных дел Азербайджана
"Эхо" пишет: "Между тем даже краткий обзор заявлений, с которыми выступают по итогам визита экспертов на РЛС представители Москвы и Вашингтона, показывает: скорого решения судьбы радара не предвидится. В Вашингтоне итоги переговоров комментируют куда более сдержанно. Как сообщил замначальника пресс- службы Госдепартамента Том Кейси, между делегациями "состоялся хороший предварительный обмен мнениями по затрагиваемым вопросам". "Это была возможность обменяться оценками угрозы, которую представляет распространение баллистических ракет и оружия массового уничтожения", - для США, Европы и России, добавил он. Таким образом, России, по всей видимости, не удалось уговорить США отказаться от планов размещения ПРО в Европе, предложив им взамен доступ на Габалинскую РЛС. Однако теперь отозвать свое предложение Москве будет куда сложнее. Более того, очевидно, что в таком случае решающее значение приобретет позиция Азербайджана, так что попытки усиления политического давления на нашу страну, прежде всего со стороны России, как минимум не исключены...".
По мнению политолога Хикмета Гаджизаде, сейчас не стоит вопрос о совместном использовании Габалинской радиолокационной станции, да он никогда и не стоял. ("Зеркало") "Американцы и не собирались идти в Габалу. США намеревались ставить свои антенны в Польше и Чехии. А идея совместного использования Габалинской РЛС была провокацией президента Российской Федерации Путина", - заявил политолог. По мнению Х.Гаджизаде, если вопрос и стоял, то Азербайджану, конечно, было бы выгодно, чтобы США и Россия вместе работали под азербайджанским суверенитетом. Что касается угрозы со стороны Ирана, то Гаджизаде считает, что Азербайджан и так уже разместил на своей территории очень много американских инфраструктур, так что мы уже являемся целью для Ирана. Что же касается использования радиолокационной станции только Россией, то политолог считает, что Азербайджану необходимо найти противовес России. "Мы не против России, но существование противовеса считаем необходимым", - уверен Гаджизаде. Отвечая на вопрос о возможности использования Габалинской РЛС самим Азербайджаном, Хикмет Гаджизаде отметил, что станция является геостратегической и позволяет следить за полетом самолетов и в Австралии, и в Индийском океане. "Мы такие войны не ведем и в такие игры не играем", - заявил политолог.
По мнению же депутата, члена комиссии Милли Меджлиса по обороне и безопасности Захида Оруджа, использование Габалинской РЛС может стать составной частью взаимоотношений между Азербайджаном и США. "Сейчас бытует мнение о том, что использование РЛС Америкой в случае начала военных действий против Ирана может привести к тому, что Азербайджан может примкнуть к одной из воюющих сторон, и в таком случае Исламская Республика может нанести удар по Азербайджану. "Но Габалинская РЛС лишь играет роль базы для предотвращения опасности, и ее деятельность вовсе не нацелена против Ирана. РЛС лишь занимается сбором информации на очень большом радиусе, вплоть от Африки до Индийского океана", - считает Орудж. ("Зеркало") Депутат не согласен с мнением о том, что в случае достижения согласия о совместном использовании РЛС США и Россией деятельность станции будет направлена против Ирана:"Президент России предложил совместное использование Габалинской РЛС в качестве альтернативы вместо размещения системы американкой противоракетной обороны в Чехии и Польше. Фактор Ирана не был предметом политических переговоров". Но депутат допустил, что этот фактор вполне мог быть одним из элементов этих переговоров. "В том, что Габалинская РЛС будет использоваться против Ирана, виновато это государство, потому как именно в Иране пытаются создать и использовать оружие, которое угрожает дальнейшему существованию мира", - отметил депутат. З.Орудж против того, чтобы совместное использование Габалинской РЛС изображалось как начало подготовки ирано- американской войны: "Здесь играет роль не только иранский фактор. Россия прекрасно понимает, что, разместив свои ПРО в Чехии и Польше, США смогут контролировать большую часть территории России". Подытоживая свою мысль, З. Орудж отметил, что установление сотрудничества России и США имело бы большое значение для защиты безопасности Азербайджана. "И это очень хорошо, что мы получаем возможность стать компонентом системы безопасности, которую создадут две страны - члены Совета безопасности. Если трехстороннее соглашение по Габале будет достигнуто, это может стать щитом для Азербайджана", - отметил Орудж. Сопредседатель Социал-демократической партии Араз Ализаде считает невозможным использование Габалинской РЛС прежде всего потому, что, по его мнению, в Азербайджане нет специалистов, которые могли бы работать на этой станции, а также потому, что наша страна не нуждается в использовании РЛС, так как у нас не существует системы ПРО. По мнению лидера социал-демократов, отдавая России в аренду эту станцию, Азербайджан одновременно получил противоракетный зонтик. "Сейчас Россия предлагает США вместе пользоваться этой станцией. Азербайджан может получить на переговорах относительно РЛС и свою прибыль. К примеру, мы могли бы потребовать, чтобы США помогли техническому оснащению азербайджанской армии, а от России потребовать, что она перестала так мощно помогать Армении, и тогда мы могли бы решить карабахскую проблему на справедливой основе", - считает Ализаде. Он также добавил, что не помешало бы поставить такое же требование и перед Америкой. Араз Ализаде считает, что совместное использование этой станции Россией и США даст гарантию безопасности Азербайджану от любых залетающих ракет. Но при этом отметил, что предыдущее условие в договоре между Азербайджаном и Россией о том, что Россия должна делиться полученной на станции информацией с Азербайджаном, должно сохранить свою силу и во время совместного использования станцией. "Но если Америка и Россия между собой так и не договорятся, противоракетный зонтик России нам всегда пригодится", - подытожил Ализаде.
Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха
Из Еревана в Баку прибыли сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ -
Общаясь с прессой в Международном аэропорту Баку, сопредседатели сообщили, что встречи в Ереване и Ханкенди были продуктивными (ИА АПА). В частности, по словам американского сопредседателя Мэтью Брайзы, целью визита сопредседателей в Баку является обсуждение перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Касаясь вопроса очередной встречи президентов Азербайджана и Армении,
В свою очередь французский сопредседатель Бернар Фасье, общаясь с журналистами, заявил, что сейчас не время менять формат переговоров. "Мы находимся на очень важном этапе переговорного процесса. Скоро мы будем работать в новых условиях - на фоне избирательных кампаний в обеих странах. Азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха принимали раньше участие в переговорном процессе в составе делегаций. Но после прихода к власти
По итогам встреч сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели пресс- конференцию в посольстве США в Азербайджане. В ходе нынешнего визита в регион были проведены серьезные переговоры, которые могут быть основой для продвижения вперед в деле урегулирования карабахского конфликта (ИА "Туран"). Таково было общее мнение сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Основные усилия посредников направлены на то, чтобы устранять существующие противоречия между сторонами. Французский сопредседатель Бернар Фасье выразил недовольство тем, как ряд СМИ освещают деятельность сопредседателей. В частности, он обвинил прессу в поиске скандалов там, где их нет, призвал журналистов быть точными и перепроверять информацию прежде чем публиковать. Именно так были преподнесены мысли Фасье, сказанные в Карабахе о формате переговоров и возможном участии в них представителей общин Нагорного Карабаха. Его мнение дополнил Юрий Мерзляков, сказавший, что в настоящее время сопредседатели заняты "согласованием базовых принципов". "Речь не идет о тексте мирного соглашения. Когда базовые принципы будут согласованы, понадобится участие представителей армянской и азербайджанской общин для выработки текста мирного соглашения. Чем раньше это станет возможным, тем будет лучше", - отметил он. В то же время Мерзляков признал, что процесс согласования идет непросто. "Остаются несогласованными несколько серьезных принципов", - признал он. Как он отметил, на данном этапе Пражского переговорного процесса "вполне успешно с основными базовыми принципами урегулирования справляются делегации Азербайджана и Армении на уровне министров иностранных дел". "Почему мы, сопредседатели, где-то примерно 3 года назад избрали именно этот путь? Потому что, как известно из опыта предыдущего, когда было подготовлено четыре проекта соглашения, которые отвергались то одной, то другой стороной, эта практика показала бессмысленность подготовки больших многостраничных текстов, зная, что одна из сторон не приемлет какие-то основные положения, содержащиеся в них. Зачем описывать какие-то детали, если это не будет принято", - сказал российский дипломат. По его словам, большая часть пути в согласовании принципов пройдена, осталось несколько очень серьезных вопросов. "Если они будут решены, а мы надеемся, что когда-то это произойдет, чем раньше, тем лучше, разумеется, тогда мы, не теряя времени, приступим к выработке проекта соглашения", - подчеркнул Мерзляков.
Мэтью Брайза отметил, что президенты двух стран должны принять трудные решения, но это "принимаемые" решения, сказал он. Бернар Фасье не стал комментировать заявления Ильхама Алиева о готовности решить карабахский конфликт силовым путем и недовольство работой Минской группы. "Как раз сегодня ваш президент дал высокую оценку работе сопредседателей и всем хорошо известны его слова о необходимости решать конфликт мирным путем", - сказал он. Сопредседатели дружно уходили от конкретных вопросов, ссылаясь на конфиденциальность переговоров. В конце пресс-конференции Юрию Мерзлякову был задан вопрос, признает ли он Нагорный Карабах территорией Азербайджана. На это российский сопредседатель ответил, что "Россия признает территориальную целостность Азербайджана, это означает, что Нагорный Карабах - территория Азербайджана. Однако это зона конфликта и противостояния". ("Эхо")
"Было бы неправильным ожидать изменения ситуации до президентских выборов Армении, которые пройдут в 2008 году", - сказал замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он также назвал "неизбежным" подключение к переговорному процессу руководителей азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха. Однако, по его словам, это станет возможным только в случае обсуждений вопросов совместного проживания обеих общин в Нагорном Карабахе. "До этого поднятие данного вопроса и его политизирование служат интересам отдельных политических сил", - отметил Азимов. ("Зеркало") Замминистра еще раз подтвердил позицию официального Баку по мирному разрешению конфликта, добавив, что Азербайджан готов поддержать усилия посредников Минской группы и намерен продолжить урегулирование в рамках Пражского процесса. "Было бы неправильным потерять достигнутые в рамках Пражского процесса результаты", - сказал он. Как сообщил замминистра, на последних переговорах с сопредседателями не удалось договориться об очередных переговорах на каком-либо уровне. По словам Азимова, сейчас неуместно говорить и о встрече президентов Азербайджана и Армении.
Из интервью "Зеркало" главы Общественного форума "Во имя Азербайджана" политолога Эльдара Намазова. " Гарантирует ли существующее международное право возвращение Карабаха Азербайджану?
- Безусловно. Хотя армянская сторона пытается делать вид, что карабахская проблема не нашла своего правового решения, на самом деле это не так. Просто армяне не получили того правового решения, которого хотели, поэтому они пошли на агрессию и аннексию нашей территории. Давайте вспомним, какие правовые документы принимались в связи с карабахским конфликтом. Существовало решение облисполкома Нагорно-Карабахской области, которое в соответствии с Конституцией Советского Союза должно было быть рассмотрено Верховным Советом Азербайджана, а потом и Верховным Советом Советского Союза. Верховный Совет Азербайджана рассмотрел решение и посчитал нецелесообразным передачу Нагорной-Карабахской автономной области Республике Армения. И Верховный Совет Советского Союза, учитывая Конституцию СССР и решение Азербайджанского Верховного Совета, принял аналогичное решение. То есть в рамках СССР этот вопрос был рассмотрен и нашел свое решение. Армяне с этим не согласились и пошли на военную авантюру и оккупировали территорию Азербайджана. После обретения независимости этот вопрос обсуждался в Совете Безопасности ООН, и существует несколько резолюций, которые однозначно требуют вывода армянских вооруженных сил с наших территорий. Эти резолюции Совета Безопасности тоже не были выполнены. Наконец, на Лиссабонском саммите ОБСЕ было принято решение о том, что Нагорному Карабаху в составе Азербайджана может быть предоставлена автономия. Это является также позицией Азербайджана. С этим были согласны все члены ОБСЕ, за исключением Армении. Кстати, в резолюции ОБСЕ было специально подчеркнуто, что лишь одна сторона не поддержала это решение. Все это показывает, что и во время Советского Союза, и после приобретения независимости, в правовом поле у армянской стороны нет никаких серьезных аргументов в пользу того, что Нагорный Карабах может быть отторгнут от Азербайджана.
- Все выборы, проведенные властями Азербайджана, по мнению многочисленных международных организаций, сопровождались фальсификациями. Может ли это повлиять на решение карабахской проблемы? Ведь армяне громогласно заявляют о том, что нет гарантий того, что "в случае присоединения Карабаха к Азербайджану права армянских жителей Нагорного Карабаха будут обеспечиваться лучше прав самих азербайджанцев".
- Считать все это аргументом в пользу отторжения Нагорного Карабаха от Азербайджана ни в коем случае нельзя. Во-первых, руководствуясь таким аргументом, можно перекраивать границы чуть ли не половины всех государств мира. Потому что демократия и права человека до сих пор не везде стали обычной нормой, как это произошло в странах Европы, США и некоторых странах за пределами Евроатлантического блока. Во-вторых, и в самой Армении ситуация с демократией и правами человека тоже, мягко говоря, не совсем идеальна. И если исходить из этой точки зрения, то и территорию самой Армении можно расчленить. Конечно, авторитарная коррумпированная система, которая сложилась в Азербайджане, в первую очередь, неприемлема для нас, азербайджанцев, и мы должны постараться эту ситуацию изменить. Она оказывает влияние на ход карабахского урегулирования, но не в плане обоснованности армянских претензий, а в том плане, что имидж авторитарной коррумпированной страны мешает вести эффективную пропагандистскую кампанию за рубежом и доводить до внимания мирового сообщества объективную и справедливую позицию Азербайджана. Очень много времени тратят наши государственные организации на то, чтобы отбиваться от обвинений международных организаций в нарушении прав человека, фальсификации выборов, нарушении прав человека, арестах журналистов. Это время, эти силы можно было бы целенаправленно использовать для защиты позиции Азербайджана на международной арене...".
Как сообщает "Эхо", 15 сентября на "Первом" канале России в программе "Ледниковый период" в танце фигуристов Саши Савельевой и Александра Сахновского под названием "Армянский танец" использована мелодия песни азербайджанского композитора Тофика Кулиева "Сене де галмаз". Как говорится в сообщении посольства Азербайджана, посол Азербайджана
Армяне под азербайджанскими фамилиями хотят получить убежище в Австрии. Посольство Азербайджана в Австрии не раз сталкивалось с проблемой, когда Федеральная служба по вопросам убежища Австрии обращалось в посольство за разъяснением таких фактов, сообщил посол Азербайджана в этой стране Фуад Исмаилов. "Выдавая себя беженцами и жертвами армяно-азербайджанского конфликта, лица армянской национальности хотят получить убежище в Австрии", - сообщил посол. (ИА АПА) Посольство Азербайджана в Вене представило в Федеральную службу по вопросам убежища МВД этой страны ряд материалов, уличающих нелегалов армянской национальности, проживающих на территории Австрии и выдававших себя за азербайджанцев.
Экономика. Финансы
Сохраняющиеся в последнее время высокие цены на нефть на мировом рынке выгодны для Азербайджана, - сказал на пресс-конференции директор Центра мониторинга общественных финансов (PFMC) Инглаб Ахмедов. (ИА "Тренд") По его словам, при мировой цене на нефть в 60 долларов за баррель правительство Азербайджана от реализации "Контракта века" (разработка месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли") получит больше, чем иностранные партнеры по добыче нефти с этой контрактной площади. Коэффициент распределения доходов от продажи нефти с "Азери-Чираг-Гюнешли" может достичь своего максимума - 80 процентов для азербайджанского правительства. По прогнозам, в первом квартале 2008 года процентное соотношение распределения доходов может достигнуть 80 (правительство Азербайджана) - 20 процентов (иностранные партнеры). Инглаб Ахмедов отметил, несмотря на то, что после 2012 года, несомненно, будет наблюдаться падение добычи нефти на месторождении "Азери-Чираг-Гюнешли", до 2023 года общий объем производства сырья в Азербайджане будет оставаться высоким за счет других месторождений и новых технологий. По мнению Инглаба Ахмедова, рост мировых цен на нефть до 100 долларов за баррель не исключен.
Туркмения намерена экспортировать свои энергоресурсы по южному направлению через Азербайджан и Турцию. Как передает Associated Press, об этом заявил президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с министром энергетики Великобритании Малколмом Уиксом. По словам британского министра, состоялись обсуждения по вопросу поиска альтернативных путей транспортировки газа: "Бердымухамедов намерен найти альтернативные пути экспорта газа. Мы обсуждали перспективы открытия южного коридора, по которому нефть и газ смогут попасть в Европу через Каспийское море, Азербайджан и Турцию" (ИА АПА).
Акционеры БТД Co, оператора строительства и эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), до конца 2007 года могут принять решение о расширении пропускной способности трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан на 20% - до 1,2 млн. баррелей нефти в сутки, - сообщили ИА "Финэко" в Государственной нефтяной компании Азербайджана (
В 2008 году инфляция в Азербайджане будет однозначной. Об этом заявил экс-заведующий отделом экономики и финансово-кредитной политики аппарата Кабинета министров Азербайджана Октай Ахвердиев. "Если в 2008 году не произойдет очередного ажиотажного роста цен, регулируемых государством, уровень инфляции в стране будет составлять 7-8%, не больше", - считает Ахвердиев. Между тем Азиатский банк развития в своем отчете огласил прогнозы по инфляции в Азербайджане. Согласно отчету банка, инфляция в 2008 году в Азербайджане прогнозируется на уровне 15%. Говоря о прогнозах на 2007 год, О.Ахвердиев сказал, что этот год будет завершен с уровнем инфляции в 17-18%, а к концу года возможно его повышение. ("Эхо") Прогноз годовой инфляции для Азербайджана повысился с 14 до 18%, а на 2008 год - с 10 до 15%. Чрезмерное расширение общественных расходов и денежных поставок привело к инфляции, как и ожидалось, в январе-июне 2007 года удвоило ее. Национальный банк Азербайджана старается ужесточить денежную политику и позволяет манату постепенно повышаться в цене, но маловероятно, что это сможет сдержать инфляцию, считают эксперты
Официально темпы роста цен на потребительские товары и тарифы на услуги в августе по сравнению с июлем составили 0,8%, а с соответствующим месяцем прошлого года - 16,2%, сообщили в Госкомитете по статистике. Цены на продовольственные товары подорожали за август на 1,3%, на непродовольственные товары - на 0,4%, а тарифы на услуги не изменились (ИА "Тренд"). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за январь-август темпы роста инфляции составили 15,9%. При этом на продовольственные товары цены выросли на 15,4%, на непродовольственные - на 10,2%, а тарифы в сфере услуг - на 24,4%. Цены на продовольственные товары в августе по отношению к аналогичному месяцу 2006 года увеличились на 14,8%, на непродовольственные - на 11%, на услуги - на 26,6%.
Азербайджанский газ в Европу может поступать по набирающему обороту известному проекту "Набукко". Подписанный в Баку меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики Австрии и Министерством промышленности и энергетики Азербайджана направлен на углубление сотрудничества между странами по газопроводному проекту "Набукко", сказал министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. ("Зеркало") Оператором проекта "Набукко" выступает австрийская компания OMV с 20-процентным долевым участием. Газопровод "Набукко", длиной 4 тыс. километров, обеспечит доставку среднеазиатского и каспийского газа в Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Разработкой "Набукко" занимаются австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. "Я думаю сегодня реальный источник (поставок газа) для "Набукко" это - Азербайджан. Госнефтекомпания Азербайджана уже приглашена участвовать в проекте в качестве акционера", - сказал министр. По словам Натика Алиева, Азербайджану не так важно получить большую процентную долю в проекте "Набукко". "Нам важно принять участие в проекте. Это поднимет престиж Государственной нефтяной компании Азербайджана", - сказал министр. По его словам, доставка газа в Европу - вопрос номер один для Азербайджана. "Мы уже накануне второй фазы разработки месторождения "Шахдениз". Предполагаем, что к 2011 году вторая фаза вступит в силу", - сказал министр. Натик Алиев добавил, что в ходе реализации второй фазы разработки месторождения "Шахдениз" добыча газа будет доведена до 21 млрд. кубометров в год. "Поэтому нам нужны рынки, новые газопроводы. Естественно, Азербайджан не должен стоять в стороне от таких мегапроектов, как "Набукко", - сказал министр. Ввод газопровода "Набукко" в эксплуатацию намечен на 2011 год. Стоимость проекта оценивается в 5 млрд. евро. Министр не исключил вероятности, что на стадии реализации проектная стоимость "Набукко" увеличится. Отметим, что существуют проекты и по транзиту природного газа Туркменистана и Казахстана через Азербайджан. Но это тема уже для другого, не менее обстоятельного разбирательства, так как транзит "голубого топлива" из Средней Азии рассматривается больше в контексте политического противостояния Запада и России, чем в экономической выгоде от кратчайшего маршрута его транспортировки на европейские рынки.
На встрече министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев и посол США в Азербайджане Энн Дерс обсудили взаимоотношения двух стран, перспективы развития, а также вопросы членства Азербайджана во