7 сентября, основываясь на том, что по факту подделки проездных талонов в Ивановской области заведено уголовное дело, комитет облдумы по экономике пришел к мнению о необходимости ревизии расходов на обеспечение системы льготных талонов, обоснованности подорожания проезда и топлива и т. д. Пока, по мнению членов комитета, многомиллионные бюджетные средства идут "в никуда", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Нынешняя система льготного проезда давно стала настоящей головной болью для всех - и для пассажиров, у которых водители маршруток периодически отказываются принимать талоны, и для частных перевозчиков, вынужденных месяцами ждать от властей денежной компенсации, и для самих властей. С деньгами и без того проблемы, а тут еще обнаруживается, что в числе предъявляемых к оплате талонов - поддельные", - прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM руководитель пресс-центра облдумы Людмила Лялина.

Как сообщил на заседании комитета начальник облдепартамента транспорта Сергей Хватов, выделенные на обеспечение льготных перевозок средства в облбюджете закончились, за август платить нечем. Депутат Евгений Нестеров заявил, что из года в год на оплату льготного проезда направляются все большие суммы, однако ни разу законодателям не был представлен баланс: сколько талонов выдано и сколько предъявлено к оплате. По его мнению, прежде чем в очередной раз просить дополнительных ассигнований, департаменту необходимо провести ревизию. Она должна выяснить, каким образом, на какие цели и в каком объеме израсходованы средства, насколько и почему увеличилась стоимость проезда, подорожало топливо, выросло количество перевозчиков и т. д. "Пока же мы отдаем деньги в никуда", - подытожил Евгений Нестеров. Председатель комитета Елена Пожигайло предложила провести до конца года депутатские слушания, где должны быть представлены цифры, расчеты и анализ ситуации, "ведь речь идет о миллионах бюджетных средств".

Как информировал на заседании член облправительства, начальник облдепартамента финансов Александр Грузнов, с 1 января 2008 г. талонов не будет однозначно. Какая именно схема заменит действующую, обсуждается.

Справка ИА REGNUM. Ивановские губернатор и мэр, почти одновременно занявшие свои посты, одновременно стали вводить и свои системы льготного проезда - для федеральных и региональных и городских льготников. Из-за того, что средства на оплату льготных талонов постоянно поступали с перебоями, почти сразу начались и проблемы с перевозчиками. В их среде льготные талоны облправительства и мэрии получили устойчивое наименование "фантики". Губернатор области, мэры Иванова и городов, в которых большая часть перевозок осуществлялась частными фирмами, ради того, чтобы водители не высаживали льготников, проводили массовые проверочные рейды с привлечением силовых структур, брали личную ответственность перед перевозчиками за оплату талонов. Когда федеральные выплаты в обеспечение льготного проезда не поступали почти полгода, ивановские перевозчики заявляли о возможности забастовки. "Льготными талонами перевозчики получают процентов 25-30, это очень большая сумма. Если посчитать задержку, то какие деньги крутятся у кого-то!", - комментировал ситуацию корреспонденту ИА REGNUM исполнительный директор ивановского областного союза перевозчиков Михаил Дрюпин.

"Это проблема не столько денежная, сколько социальная. Ветераны остались заложниками схемы, - поделился своей оценкой с корреспондентом ИА REGNUM Сергей Хватов. - Общественного транспорта в области единицы, в Иванове ПАП-1 прекратил свое существование, ТТУ на грани банкротства. Все остальные транспортные фирмы - коммерческие. Если пойдем по пути давления - они рано или поздно скажут: "не будем перевозить". Просто решать: дадим - не дадим определенное количество денег нельзя, это всем понятно. Надо было проделать огромную работу, чтобы просто начать продажу льготных билетов. Сломать эту систему легко, сделать что-то лучше - трудно".

Проблема льготных перевозок в Ивановской области обострена в силу расхождения перевозчиков и властей по другим вопросам. Большая часть рынка пассажироперевозок в Иванове отдана московской фирме "Автолайн", открывшей в Иванове с долевым участием облправительства свой филиал "Ивавтотранс". Перевозчики требуют отмены или пересмотра установленного областным законодательством предельного тарифа на проезд, равного 8 рублям. Ивановский мэр неоднократно высказывал претензии водителям маршрутных "газелей" за несоблюдение ПДД. Однажды он несколько кварталов гнался на своей машине за маршрутным такси, на его глазах нарушившим массу правил, чтобы "высказать водителю всё, что о нем думает". Мэр ведет планомерную политику сокращения в Иванове числа маршрутных "газелей" и замену их на транспорт большей вместимости, в том числе муниципальный.