Латвия получила от Еврокомиссии (ЕК) письмо с уведомлением о том, что отсрочка, позволявшая отложить открытие национального рынка газа, больше не действует, сообщила сегодня, 2 декабря, на заседании парламентской комиссии по народному хозяйству, среде, аграрной и региональной политики министр экономики Дана Рейзниеце-Озола, пишет портал Delfi.lv.

В письме говорится, что в связи с началом работы терминала сжиженного газа в Клайпеде и развитием газопровода Клайпеда-Киемени, начиная с декабря 2015 года отсрочка (дерогация) больше не действует.

Министр подчеркнула, что, на её взгляд, после разделения компании Latvijas Gāze (Латвийский газ) государству следовало бы «за разумную цену» получить контроль над оператором инфраструктуры управления и хранения природного газа.

В свою очередь председатель правления Latvijas Gāze Айгар Калвитис напомнил депутатам, что, согласно договору о приватизации, до 3 апреля 2017 года никакая реорганизация компании невозможна, если только за это не проголосуют акционеры. Если же государство силой навяжет разделение Latvijas Gāze, то последует международная судебная тяжба, о чём уже заявила часть акционеров, добавил он. По словам Калвитиса, акционеры могут согласиться на досрочный раздел предприятия лишь в том случае, если получат за это какие-нибудь бонусы.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в начале марта 2015 года правительство концептуально поддержало разделение компании Latvijas Gāze на два предприятия — с отделением распределения и торговли от транспортировки и хранения. Минэкономики подготовило поправки к закону об энергетике. Законопроект предусматривает две главных даты для полного отделения прав собственности оператора трубопроводной системы.

Первый срок — 3 апреля 2017 года, к которому следует учредить юридически независимое общество, предоставляющее услуги оператора системы трубопроводов природного газа и оператора системы хранения. В его собственности будут активы системы трубопроводов, и в его распоряжении будет находиться Инчукалнское подземное газохранилище (будет принадлежать или будет использоваться его часть), лицензии на обеспечение услуг транспортировки и хранения природного газа, и которое будет утверждено в качестве оператора системы трубопроводов.

Второй срок — 31 декабря 2017 года, к которому необходимо полностью завершить отделение прав собственности оператора системы трубопроводов и хранения, то есть, чтобы оператор системы трубопроводов и хранения стал независимым от Latvijas Gāze обществом капитала, собственники которого не прямо, ни косвенно не связаны с Latvijas Gāzе и его акционерами.

Предусматривается, что отделенный оператор системы трубопроводов и оператор системы хранения сформируют единого оператора системы трубопроводов и системы хранения. Директива не требует отделения оператора системы хранения от вертикально интегрированного предприятия. При этом возможность отделения допускается в случае, если объект хранения рассматривается технически и экономически необходимым для обеспечения эффективного доступа к системе для нужд снабжения пользователей. Учитывая, что поставка природного газа в Латвию по трубопроводам осуществляется только летом, когда его закачивают в Инчукалнское хранилище, а зимой он поставляется пользователям только из этого хранилища, то Инчукалнское хранилище рассматривается как интегрированное в общую сеть трубопроводов природного газа. В законопроекте предусмотрено, что единому оператору системы трубопроводов и хранения природного газа будут принадлежать системы трубопроводов, а также — принадлежать, или же он будет использовать, Инчукалнское газохранилище, с учетом закона об энергетике, в котором говорится, что подземная часть газохранилища сохраняется в собственности государства.

Latvijas Gāze занимается приобретением, транспортировкой, хранением и распределением газа. Крупнейшие совладельцы предприятия — германский концерн E. ON Ruhrgas (47,2%), «Газпром» (34%) и Itera Latvija (16%).

Читайте также: «Литва не в состоянии поставлять Латвии дешевый газ»