Ситуация, сложившаяся на сегодня в сфере доступа граждан к официальной информации, и перспективы ее законодательного регулирования обсуждались в ходе круглого стола в Москве 3 сентября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, участники круглого стола констатировали неразработанность отечественного законодательства о доступе к информации и подчеркнули необходимость приведения его к нормам, принятым в развитых демократических странах. "Право на информацию - важнейшая составная часть демократии. Без этого демократии нет", - подчеркнул старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН Виктор Монахов.

Судьба Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", по словам независимым депутат Госдумы Владимира Рыжкова, свидетельствует о том, "как тяжело в России инициировать и принять закон, хоть как-то ставящий под контроль бюрократию". "Это основополагающий антикоррупционный законопроект", - подчеркнул депутат, указав на значение раскрытия информации о деятельности органов власти как инструмента общественного контроля.

Как сообщили участники пресс-конференции, в настоящее время в Госдуме находятся два законопроекта, касающихся доступа к информации. Первый, внесенный в 2004 г. группой депутатов, включая Владимира Рыжкова, представляет собой вариант законопроекта, разработанный в 2001 г. по заказу Правительства РФ Независимым институтом выборов; в нарушение требований думского регламента данный законопроект не был даже рассмотрен на заседании профильного комитета. Второй, внесенный Правительством в начале 2007 г., представляет собой вариант первого, переработанный в Министерстве экономического развития и торговли; он прошел первое чтение 18 апреля, однако второе чтение, первоначально намеченное на июнь, отложено. На данный законопроект поступил ряд отрицательных отзывов, в том числе от Правового управления Госдумы, Комитета по безопасности и от Общественной палаты РФ.

Между тем, еще в 2005 г. в своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин потребовал как можно скорее принять "законопроект об информационной открытости государственных органов". Однако, по словам Владимира Рыжкова, категорически против его принятия выступает Администрация президента, опасающаяся раскрытия размеров зарплат и бонусов руководителей крупнейших государственных монополий.

Как пояснил Рыжков, принятый в первом чтении правительственный законопроект концептуально гораздо менее жесткий, чем первоначальный, внесенный депутатами. В нем требование обязательного раскрытия всей информации, за исключением составляющей государственную тайну, заменено выражением "информация может предоставляться". "Это закон о принципах закрытия информации. Если он будет принят, он будет давать тысячи лазеек, чтобы не предоставлять гражданам информацию и фактически издеваться над ними. Это будет очередной обман граждан", - подчеркнул Рыжков. В связи с этим он заявил о своем намерении голосовать против этого законопроекта, если он будет вынесен на голосование во втором и третьем чтении в ходе осенней сессии Госдумы.

Участники пресс-конференции также отметили присутствие в правительственном законопроекте понятия "служебная тайна", которое не определено законодательством и фактически определяется ведомствами по собственному усмотрению.

"Главная служебная тайна в нашей стране - это распорядительные решения органов власти, которые составляют 90% всех принимаемых решений", - пояснил Владимир Рыжков. По его словам, именно распорядительные решения, касающиеся выделения земельных участков, разрешения точечной застройки, аренды и т.п. являются наиболее коррупциогенными, и именно в их сокрытии больше всего заинтересована бюрократия.

В то же время в ряде регионов России приняты законы о доступе к информации, лучшим из которых является последний по времени принятия - новгородский, сообщил председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Алексей Демидов. По его словам, около тридцати субъектов Федерации имеют собственные региональные модели центров доступа к правовой информации. Так в Ханты-Мансийском АО (Югра) на сегодня действуют 1117 точек доступа, издано пособие, обучающее чиновников, сотрудников библиотек, учителей и обычных граждан пользованию электронными информационными ресурсами, выпускаются тематические электронные сборники правовой информации и т.д.

Что касается ситуации с доступностью правовой информации, то она в России является достаточно благоприятной, отметил первый вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков. Он особенно отметил качество отечественных электронных баз правовой информации, которые по своим сервисным возможностям превосходят зарубежные аналоги и выразил благодарность компаниям-разработчикам данных баз, которые предоставляют их для бесплатной установки в пунктах доступа к правовой информации, создаваемых по всей стране на базе библиотек.

Особого аспекта проблемы доступа к информации коснулась в своем выступлении руководитель Центра правовой информации Российской государственной библиотеки для слепых Елена Новикова. По ее словам, для облегчения доступа к информации людей с ограниченными физическими возможностями необходимо включение соответствующей компьютерной техники в список технических средств реабилитации, на получение которых имеют право инвалиды, а также внесение в действующие законы поправок, которые обязывали бы разработчиков официальных электронных информационных ресурсов учитывать потребности людей с ограниченными возможостями и, в частности, обеспечивать их совместимость со специализированным программным обеспечением, которое используют инвалиды.

Напомним, что п. 4 Ст. 29 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".

Журналисты и обычные граждане должны осознать, что право на доступ является их реальным правом, и они должны более активно отстаивать его, в том числе в судах, подчеркнул директор Института развития свободы информации Иван Павлов. Когда таких дел станет больше, чем сейчас, власть будет вынуждена обратить на них внимание, предположил он.