По мнению экспертов, России необходим Закон о доступе к информации
Москва, 4 сентября, 2007, 00:25 — ИА Регнум. Ситуация, сложившаяся на сегодня в сфере доступа граждан к официальной информации, и перспективы ее законодательного регулирования обсуждались в ходе круглого стола в Москве 3 сентября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, участники круглого стола констатировали неразработанность отечественного законодательства о доступе к информации и подчеркнули необходимость приведения его к нормам, принятым в развитых демократических странах. "Право на информацию - важнейшая составная часть демократии. Без этого демократии нет", - подчеркнул старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права
Судьба Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", по словам независимым депутат Госдумы
Как сообщили участники пресс-конференции, в настоящее время в Госдуме находятся два законопроекта, касающихся доступа к информации. Первый, внесенный в 2004 г. группой депутатов, включая Владимира Рыжкова, представляет собой вариант законопроекта, разработанный в 2001 г. по заказу
Между тем, еще в 2005 г. в своем послании
Как пояснил Рыжков, принятый в первом чтении правительственный законопроект концептуально гораздо менее жесткий, чем первоначальный, внесенный депутатами. В нем требование обязательного раскрытия всей информации, за исключением составляющей государственную тайну, заменено выражением "информация может предоставляться". "Это закон о принципах закрытия информации. Если он будет принят, он будет давать тысячи лазеек, чтобы не предоставлять гражданам информацию и фактически издеваться над ними. Это будет очередной обман граждан", - подчеркнул Рыжков. В связи с этим он заявил о своем намерении голосовать против этого законопроекта, если он будет вынесен на голосование во втором и третьем чтении в ходе осенней сессии Госдумы.
Участники пресс-конференции также отметили присутствие в правительственном законопроекте понятия "служебная тайна", которое не определено законодательством и фактически определяется ведомствами по собственному усмотрению.
"Главная служебная тайна в нашей стране - это распорядительные решения органов власти, которые составляют 90% всех принимаемых решений", - пояснил Владимир Рыжков. По его словам, именно распорядительные решения, касающиеся выделения земельных участков, разрешения точечной застройки, аренды и т.п. являются наиболее коррупциогенными, и именно в их сокрытии больше всего заинтересована бюрократия.
В то же время в ряде регионов России приняты законы о доступе к информации, лучшим из которых является последний по времени принятия - новгородский, сообщил председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Алексей Демидов. По его словам, около тридцати субъектов Федерации имеют собственные региональные модели центров доступа к правовой информации. Так в Ханты-Мансийском АО (Югра) на сегодня действуют 1117 точек доступа, издано пособие, обучающее чиновников, сотрудников библиотек, учителей и обычных граждан пользованию электронными информационными ресурсами, выпускаются тематические электронные сборники правовой информации и т.д.
Что касается ситуации с доступностью правовой информации, то она в России является достаточно благоприятной, отметил первый вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ
Особого аспекта проблемы доступа к информации коснулась в своем выступлении руководитель Центра правовой информации Российской государственной библиотеки для слепых Елена Новикова. По ее словам, для облегчения доступа к информации людей с ограниченными физическими возможностями необходимо включение соответствующей компьютерной техники в список технических средств реабилитации, на получение которых имеют право инвалиды, а также внесение в действующие законы поправок, которые обязывали бы разработчиков официальных электронных информационных ресурсов учитывать потребности людей с ограниченными возможостями и, в частности, обеспечивать их совместимость со специализированным программным обеспечением, которое используют инвалиды.
Напомним, что п. 4 Ст. 29 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".
Журналисты и обычные граждане должны осознать, что право на доступ является их реальным правом, и они должны более активно отстаивать его, в том числе в судах, подчеркнул директор Института развития свободы информации Иван Павлов. Когда таких дел станет больше, чем сейчас, власть будет вынуждена обратить на них внимание, предположил он.